fb Субкультурные установки подростков

Субкультурные установки подростков

В России проблема субкультурных объединений особенно актуальна, поскольку для их распространения существуют объективные исторические условия: за последние 20 лет российское общество пережило смену идеологического курса, три экономических кризиса, несколько национальных вооружённых конфликтов, практически полную смену законодательной базы.

Эти процессы отражаются на духовно-нравственном здоровье населения, поэтому изучение причин и закономерностей, способствующих возникновению субкультур, особенностей поведения участвующих в них молодых людей, а также поиск и выработка методов и форм работы с ними приобретают для российского общества особенно важное значение.  Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной . Интерес к субкультурным установкам молодёжи и к распространению данного социального явления в обществе существует в научной среде уже очень давно.

Накапливавшийся долгое время субкультурный потенциал российской молодёжи выплеснулся, как только был снят «железный занавес» и подражать западной культуре стало не только можно, но и модно. Благоприятная почва для распространения субкультур возникла в связи с резкой сменой парадигмы развития общества и тяжёлыми социальноэкономическими преобразованиями, начавшимися в стране в последнее десятилетие XX века. Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к созданию неформальных молодёжных группировок.

Вследствие этих обстоятельств различные субкультуры получили широкое распространение и являются фактором, воздействующим на духовнонравственное здоровье подрастающего поколения. В настоящее время существует большое разнообразие молодёжных субкультур. Каждая из них имеет свои признаки: каналы и средства общения, формы поведения, обычаи, традиции, различные внешние атрибуты.

По классификации Н.Е. Марковой, субкультурные движения могут быть разделены на следующие категории.

Основные представители Типы субкультур Суть идеологии
Футбольные фанаты Агрессивные Молодёжные объединения вокруг футбольных клубов
Скинхэды Агрессивные Молодёжные политические экстремисты, отличающиеся профашистской ориентацией
Сатанисты Агрессивные Маргинальные группы молодёжи, поклонники Сатаны
Готы Депрессивные Молодёжные группы, культивирующие идею смерти и «черной эстетики» как протест против жизненных устоев
Эмо Депрессивные Культивируют экспрессию и свободу выражения эмоций. Появляются на фоне одиночества в жизненных условиях больших мегаполисов
Панки Депрессивные Субкультура, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок-музыке (панк-року), а также критическое отношение к обществу и политике
Хиппи Гедонистические Молодёжное движение, пропагандирующее мир и любовь как протест против современного общества
Растаманы Гедонистические Субкультура, близкая хиппи. Пропагандируется свобода и независимость
Скейтбордисты, сноубордисты, роллеры Рисковые Любители спортивного снаряжения и оборудования (скейтбордов, сноубордов, роликовых коньков)

Следует также отметить, что существуют субкультуры, которые не имеют сильной идеологии, а объединяют людей исключительно под влиянием музыкальных направлений (к представителям таких субкультур можно отнести рэперов и альтернативщиков). Среди недавно возникших субкультур известны движения анимэ и ролевиков, состоящие из почитателей анимэ-мультипликации, литературы стиля «фэнтези» и ролевых компьютерных игр. По мере развития информационных технологий увеличивается представительство субкультур сети Интернет (блоггеры, хакеры, спаммеры и т.д.).

В целом идеологии субкультурных движений деструктивно влияют на сознание молодёжи. Они аппелируют к потребности молодых людей выделиться из «серой массы», поэтому часто основаны на понятиях, которые общество не принимает или избегает (например, смерть, насилие, наркотики и т.д.). В молодёжной среде опасность влияния субкультур связана, прежде всего, с тем, что ценности, разрушающие физическое и психическое здоровье молодых людей, культивируются при помощи грамотно продуманной внешней атрибутики. Она воздействует на эстетические вкусы, а для молодёжи этот фактор является более весомым, чем смысл пропагандируемой субкультурой идеологии.

Вовлечение молодёжи в субкультурные движения влечёт за собой негативное отношение к жизни, противопоставление себя окружающему миру, недовольство обществом, агрессию, наркотизацию и т. д. Даже те субкультуры, идеология которых не носит оттенка депрессивности или агрессивности, могут быть сопряжены с неоправданным риском для жизни и здоровья (сноубордисты, скейтбордисты и др.) или со злоупотреблением психоактивными веществами (хиппи, растаманы).

В мае 2010 г. научным коллективом ИСЭРТ РАН было проведено исследование субкультурных установок в молодёжной среде на территории г. Вологды. Выборку анкетного опроса составили 498 человек в возрасте от 15 до 21 года. Исследованием были охвачены учреждения всех уровней образования (высшие, средние специальные, начальные профессиональные, общеобразовательные учебные заведения; всего 22 учреждения образования).

Результаты опроса, проведённого научным коллективом ИСЭРТ РАН, свидетельствуют о том, что с таким явлением, как субкультура, сталкивались 62% представителей молодёжи г. Вологды, при этом 20% из них сами участвовали в ней и 42% – знакомы с людьми, вовлечёнными в субкультурное объединение. Треть опрошенных (33%) считает, что на сегодняшний день в субкультурные движения вовлечено от 40 до 60% молодёжи.

Сравнительный анализ показал, что степень увлечённости студентов субкультурными движениями выше в г. Вологде, чем в г. Владивостоке. Среди вологодских студентов больше доли тех, кто полностью вовлечён в субкультуру (18% против 11%) и кто знаком с людьми, являющимися участниками субкультур (27% против 9%). Около 30% учащихся вузов следуют субкультурной моде поверхностно, не вникая в идеологию.

Однако когда речь идёт о влиянии того или иного субкультурного движения на сознание человека, более важен не сам факт его участия, а степень вовлечённости. Например, интерес к готической музыке или стилю одежды не делает представителя молодёжи полноценным участником готической субкультуры, если он не разделяет ее идеологию, не ведёт соответствующий образ жизни.

В проведённом исследовании 11% опрошенных целиком и полностью воспринимали внешние атрибуты субкультурного движения (одежду, причёску, татуировки, украшения), а также следовали субкультурным ритуалам и правилам.

Анализ представительства таких людей в различных учреждениях образования свидетельствует о двух фактах:

1. Чем выше уровень образования, тем в большей степени человек может проникаться субкультурной идеологией (школа  – учреждения среднего звена – вузы).

2. Чаще всего подлинный интерес к субкультуре отмечается у студентов (18% от общего числа представителей данной группы) и учащихся общеобразовательных учреждений (13%). На наш взгляд, это связано с тем, что в средних школах велика роль поддержания дисциплины, которая часто достигается путём усиленного контроля со стороны педагогов и родителей (недаром 33% опрошенных считают, что приверженность молодых людей к той или иной субкультуре – это не что иное, как «своеобразный протест против существующих в обществе ценностей и порядков»). Что касается высших учебных заведений, то они во все времена были очагами свободомыслия и творчества; специфика обучения в вузах предполагает существенное расширение кругозора, анализ различных (часто противоположных) мнений, выработку собственной позиции и т.д. Не случайно, по мнению 51% молодых людей, приверженность субкультуре – это «способ самовыражения в условиях ограниченности или отсутствия других возможностей».

Полученные выводы можно подтвердить отношением учащихся различных образовательных учреждений к субкультурам: негативную характеристику этого социального явления реже всего дают школьники (12%) и студенты (7%), в то время как среди учащихся начальных профессиональных и средних специальных учебных заведений доля отрицательно относящихся к субкультурам составляет 13 и 24% соответственно.

Чаще всего молодые люди отмечали свою принадлежность к субкультурам панков (21%), эмо (15%), готов (14%) и альтернативщиков (13%; табл. 2). Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что наиболее распространёнными субкультурами в городе являются скинхэды (60%), готы (47%), ролевики (43%) и эмо (41%), поскольку участники этих субкультур увлечены не только их внешней атрибутикой или музыкой, а полностью разделяют их идеологию, стиль жизни и формы поведения.

В отличие от субкультур готов, эмо, ролевиков и скинхэдов, субкультуры альтернативщиков, панков и рэперов образованы преимущественно из тех людей, которые разделяют одни и те же музыкальные пристрастия. Этим объясняется их широкое представительство среди молодёжи (42%), однако тот же фактор не позволяет говорить о их действительном участии в данных субкультурах.

Следует отметить, что в ряду субкультур, приверженцы которых полностью разделяют их ценности и правила, лишь ролевики не вступают в конфликт с традиционной культурой, являясь носителями идеологии, которой чужды агрессия, насилие и суицидальные наклонности. В идеологии эмо и готов важное место занимает тема смерти, депрессии и категорического неприятия традиционных норм морали и жизненных целей. Участники данных субкультур противопоставляют себя обществу, что снижает возможности их социализации, профессиональной реализации и личностного роста. Идеология современных скинхэдов базируется на идеях расизма и национализма, что обусловливает агрессивность участников данной субкультуры. Проявление агрессии – одна из отличительных черт субкультуры скинхэдов. История её происхождения показывает, что скинхэды появились после раскола панковского движения и именно агрессивный характер протеста против общества стал основой для их объединения, противопоставления себя панкам и ненавистнического отношения к хиппи.

Среди факторов, привлекающих молодёжь к тому или иному субкультурному движению, на первом месте стоит общность музыкальных интересов (41%). Далее идут внешняя атрибутика и мода (27%), общие взгляды и интересы (20%), возможность общения (8%), специфическое поведение и стиль жизни представителей субкультуры (6%).

Анализ субкультурных предпочтений молодёжи в зависимости от уровня образования показывает, что субкультура готов одинаково распространена во всех типах учебных заведений. Следует отметить, что в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах широко распространены субкультуры эмо и панков, в учреждениях начального профессионального образования – субкультуры рэперов и альтернативщиков. Альтернативщики являются самой распространённой в студенческой среде субкультурой.

Характеристика субкультур, наиболее распространённых на территории г. Вологды, в %
(Ранжировано по уровню представительства людей, полностью принимающих субкультурные правила.)

Наиболее распространённые субкультуры В % от числа тех, кто участвует в субкультурах или имеет друзей, участвующих в субкультурах Доля полностью принимающих субкультурные правила среди тех, кто участвует в субкультурах или имеет участвующих друзей
Скинхэды 2,3 60,0
Готы 13,6 46,7
Ролевики 3,2 42,9
Эмо 14,5 40,6
Панки 20,9 26,1
Альтернативщики 12,7 25,0
Рэперы 8,2 16,7
Анимэ 3,6 12,5

 

Полученные данные свидетельствуют о следующем:

  • Идеология субкультуры готов не теряет своей актуальности на различных этапах обучения молодёжи.
  • Увлечённость субкультурой эмо особенно распространена среди школьников, что связано со спецификой её идеологии. Эмо – относительно новая субкультура, в своей идеологии опирающаяся на эмоции (от англ. emotion – эмоции), поэтому её основные приверженцы – дети («эмо-кид»).

Интересные в научном и практическом плане результаты были получены при анализе гендерных различий в субкультурных предпочтениях молодёжи.

Гендерные различия в субкультурных предпочтениях молодёжи г. Вологды
(в % от числа тех, кто является участником субкультурного движения или имеет участвующих в субкультуре знакомых и друзей)

Субкультурные объединения Юноши Девушки
Готы 26,1 25,0
Эмо 26,1 21,9
Альтернативщики 4,3 43,4
Панки 13,0 28,1
Рэперы 4,3 6,3
Ролевики 8,7 3,1
Анимэ 4,3 0
Скинхэды 8,7 3,1

 

На основании этих результатов можно сделать два вывода:

1. Девушек более привлекают те субкультуры (альтернативщики, панки), в которых доминирующее значение имеет внешняя атрибутика; для юношей важнее субкультурная практика (ролевики, скинхэды), то есть определённый стиль поведения, участие в акциях и мероприятиях.

2. Важным фактором широкого распространения субкультур готов и эмо является их идеология, которая в равной степени отвечает духовным запросам и юношей, и девушек. При этом данные субкультуры находят баланс между внешней атрибутикой и формами поведения.

Для полной характеристики ситуации в г. Вологде необходимо ответить на вопросы не только об уровне распространения и структуре субкультурных предпочтений молодёжи, но и о том, как относится общество к субкультурам и за счёт каких источников она распространяется.

Проведённый опрос показал в целом нейтральное или положительное отношение к субкультурам (52 и 27% соответственно) молодых людей. Следует отметить, что доля молодёжи, видящей в субкультуре источник принадлежности к определённой социальной группе, в 2 раза превосходит удельный вес тех, кто относится к ней негативно и соотносит её с сектой (14%).

В то же время 25% молодёжи считает, что молодёжные субкультуры в России лишены национальных корней и являются калькой западных молодёжных субкультур (не разделяют это мнение 10%). Сравнительный анализ с результатами исследования, проведённого в ДГТУ, показал, что среди студентов г. Вологды и г. Владивостока это мнение распространено примерно одинаково (76 и 80% соответственно).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для молодёжи, занятой поисками самовыражения, альтернативного образцам, предлагаемым в учебных заведениях, самореализация отходит на второй план, уступая место общности эстетических вкусов (музыка, образцы поведения, внешняя атрибутика и т. д.).

При характеристике отношения к субкультурам со стороны городских властей мнения молодых людей разделились. Более половины их дали этому отношению негативные оценки (55%), в то время как 44% опрошенных считают, что власть относится к субкультурам с благожелательностью и терпимостью. Подобное распределение ответов свидетельствует о том, что власть, несмотря на общий негативный фон отношения к субкультурам, позволяет им участвовать в делах молодёжи, то есть не предпринимает чётких шагов по ограничению их влияния.

Из-за особенностей своего самовыражения почти половина участников субкультур (43%) сталкивалась с фактами агрессии со стороны тех или иных субъектов социума. В 40% случаев неприятие новых форм поведения, стиля одежды и т. д. исходит от родителей и преподавателей, являющихся для молодых людей главными носителями философии традиционной культуры. Проявление агрессии со стороны знакомых и родственников ощущали на себе 11% представителей субкультур, со стороны друзей – 9%, соседей – 5%.

Отсутствие целенаправленной молодёжной политики выделяется каждым третьим из числа опрошенных (30%) как один из наиболее весомых факторов распространения субкультурных движений. Однако, указывая на глубинные причины распространения субкультур, представители молодёжи чаще всего отмечают развитие средств массовой коммуникации (56%). Среди факторов, обусловливающих возникновение и развитие субкультур, отмечены также «их открытость внешнему миру, возможность общения со сверстниками из других стран» (25%) и «консервативность таких институтов социализации личности, как школа, вуз, церковь и т. д.» (13%).

Если углубиться в историю субкультурных объединений, можно найти подтверждение того, что развитие информационных технологий действительно служит одним из доминирующих факторов поляризации традиционной культуры: так, в 50-е годы XX века появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприёмники, магнитофоны и т. д.) привело к «буму» таких субкультурных движений, как хиппи.

По мнению студентов вузов, средства массовой информации являются наиболее весомым фактором распространения субкультур. Доля студентов, разделяющих это мнение, в два раза превышает удельный вес тех, кто основную причину развития субкультур видит в отсутствии целенаправленной молодёжной политики. Следует отметить, что аналогичные данные были получены и в исследовании, проведённом в г. Владивостоке.

Если же рассматривать конкретные источники распространения субкультурных идеологий, то в большей степени к ним относятся устное общение в группе сверстников и телевидение. Как показывают результаты опроса, именно по этим каналам получили первую информацию о субкультуре те молодые люди, которые впоследствии примкнули к субкультурным движениям (из рассказов приятелей о субкультуре узнали 45% молодых людей, из фильмов – 33%, из телепередач  – 18%). Кроме того, в 21% случаев источники информации о субкультурных идеологиях были связаны с журналами и музыкальными интересами молодёжи.

Результаты проведённого ИСЭРТ РАН исследования свидетельствуют о том, что около 11% молодёжи г. Вологды вовлечено сегодня в субкультурные движения, при этом самые распространённые из них – готы, эмо и скинхэды. Наиболее подвержены риску увлечения субкультурной идеологией учащиеся общеобразовательных учреждений и студенты вузов. В поисках самовыражения представители молодёжи объединяются по музыкальным пристрастиям, однако со временем начинают полностью разделять идеологию, внешнюю атрибутику и образцы поведения той или иной субкультуры. Сильное воздействие на этот процесс оказывают средства массовой информации, обладающие широкими возможностями влияния на общественное сознание в отсутствие целенаправленной молодёжной политики.

Заметим, что большинство распространённых в современной России субкультур имеют западное происхождение. Например, в ходе исследования ни один из представителей молодёжи не отметил своей принадлежности к субкультуре гопников, которая появилась после революции 1917 г. и расцвет которой приходится на 90-е годы. Это обусловлено тремя факторами:

1. Большинство гопников исчезли в девяностых годах, когда в России увеличилась доступность наркотиков и оружия.

2. Современную молодёжь привлекает эстетика и идеология западных субкультур, которые аппелируют, в первую очередь, к личностному самоопределению, а не к бандитскому образу жизни гопников.

3. По сравнению с девяностыми годами в настоящее время повысился уровень жизни населения, поэтому усложнились духовные потребности молодёжи и идеология гопников не соответствует им.

Таким образом, учитывая тот факт, что вопрос о принадлежности к субкультурам был открытым, следует отметить, что представители молодёжи, участвовавшие в опросе, либо не относят себя к гопникам, либо не осведомлены об их существовании.

Такова краткая характеристика ситуации, связанной с состоянием субкультурной среды в г. Вологде. Подчеркнём, что распространение субкультурной идеологии имеет негативный характер, поскольку свидетельствует об отсутствии приоритетов самоопределения молодёжи, о невозможности осознанного выбора молодыми людьми ценностных установок, адекватных обществу, в котором они живут. Развитие субкультурных движений в России связано прежде всего с проникновением ценностей западной культуры. Как отмечает Н.М. Римашевская, «под натиском "вестернизации" падает потенциал духовности российской нации, который всегда составлял основу её "особости"»5 . Проникая вместе с западной культурой, субкультурные движения получают в России благоприятные условия для процветания и, в отличие от отношения к субкультурам на Западе, соединения с криминальной средой. По словам заместителя ректора Московской гуманитарно-социальной академии по научной работе доктора философских наук, профессора В.А. Лукова, «в настоящее время всё больше криминализация молодёжных сообществ осуществляется структурами организованной преступности на планомерной основе – как подготовка своего кадрового резерва».

Участие в субкультуре постепенно влечёт за собой потерю социальных и политических интересов, подмену морально-ценностных ориентиров внешними правилами поведения и образа жизни, снижение уровня критичности в восприятии новой информации. В конечном итоге это оборачивается для молодых людей повышенной степенью риска социальной изоляции, наркотизации, девиантного или суицидального поведения.

На сегодняшний день существует потребность в дальнейшем изучении субкультурных установок среди молодёжи и разработке стратегии молодёжной политики по профилактике негативных явлений, вызванных действием субкультурных идеологий. Усилению внимания к данной проблеме способствуют объективно сложившиеся условия – усложнение социально-культурных отношений в мировом сообществе, а также исторические события, происходящие в России с начала 90-х гг. XX века.

Следует отметить, что профилактика распространения субкультурных движений в молодёжной среде не может быть насильственной, поскольку их официальный запрет нарушает права и свободы человека. Кроме того, в современных условиях высоких технологий практически невозможно установить контроль над динамикой развития тех или иных субкультур.

В связи с этим профилактика вовлечения молодых людей в субкультуры должна базироваться на реализации их творческого потенциала в рамках традиционной культуры, что будет способствовать развитию интереса молодых людей к различным её проявлениям. В настоящее время необходима также работа по укреплению статуса таких социальных институтов, как семья, образование, религия. Кроме того, учитывая сильную степень влияния на современную молодёжь средств массовой информации, следует контролировать использование ими элементов субкультурной атрибутики и идеологии. Для реализации этих направлений необходима разработка целенаправленных стратегий социальной адаптации молодёжи, реализуемых посредством работы с наиболее важными социальными институтами – семьёй, школой и группой сверстников.

Авторы: М.В. Морев В.И. Попова

УДК 316.346.32-053.6(470.12)  

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Что подарить ребенку на Новый Год

Но как узнать, что хочет получить Ваш ребенок, о чем он мечтает? Вы знаете, сделать это достаточно легко! И для этого есть несколько способов.

Подарки в детский сад

Это качественные, многофункциональные, развивающие игрушки, которые пользуется неизменным спросом у наших покупателей. 

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Вверх