fb Каждому ребёнку нужен наставник

Дети не учатся у тех, кто им не нравится

Почему, почему связь между самооценкой и академическими успехами настолько въелась в сознание учителей? По какому праву мы вначале выдумываем систему координат, помещаем в неё ребёнка, а потом заставляем его думать, что его успехи и провалы в нашей системе координат - это и есть то, чего он стоит в жизни?

Истинная самооценка вырастает не из "мне дали задание и я справился", а из "я сам захотел и добился" . Не из "я получил по тесту 5 и теперь я на доске почёта", а из "я хотел научиться запускать змея, тренировался и у меня получилось".

В связи с вышесказаным вспоминается история "школы на острове Логан". В Канаде, в провинции Британская Колумбия, в долине реки Оканаган, на озере Логан была очень проблемная школа, которая в рейтинге среди всех школ провинции занимала  третье место с конца. Её директором был назначен Дэйв Уитт, бывший ученик Гордона Ньюфелда. Деморализованный и доведённый до отчаяния педколлектив во главе с директором выработали план действий, состоящий из четырёх простых правил.

  • Первое, перед началом уроков учитель здоровается с каждым учеником в классе лично.
  • Второе, если ученик не пришёл в школу, его учитель лично звонит ему домой, узнать, что случилось, поговорить с родителями и ребёнком, и пожелать скорейшего выздоровления. Обычно в канадских школах такие звонки делаются секретарём и являются очень формальными.
  • Третье, никаких негативных разговоров об учениках в учительской!
  • Четвёртое, проблемным ученикам нужно признание их заслуг. Ничего особенного, никаких наград и громких обьявлений на всю школу. Просто искреннее рукопожатие учителя, его улыбка, письмо с благодарностью родителям или звонок домой.

В течении трёх лет эта отстающая школа поднялась в рейтингах с третьего места в конце и попала в 30% лучших школ провинции, включая самые престижные частные школы.  Между учителями и учениками установились отношения привязанности, школа наполнилась улыбками, радостными взглядами, интересом друг к другу, а результатом стали академические успехи учеников.  Так что никакой магии, при желании всё достижимо.

Ниже представлен перевод выступления  Риты Пирсон - педагога с 40-летним стажем. Она говорит о важности отношений между теми, кто учит и теми, кто учится. 

Дети не учатся у тех, кто им не нравится. По крайней мере, пока они не повзрослеют достаточно для того, чтобы начать интегрировать желание обучиться чему-то с необходимостью делать это у несимпатичного им человека. Рита Пирсон пришла к этому знанию через опыт и интуицию, а у Гордона Ньюфелда есть очень чёткое теоретическое обоснование, почему так и никак иначе.

И не надо быть "чудо-учителем", чтобы иметь с учениками хорошие отношения, чтобы дети чувствовали себя в присутствии учителя, как дома. Установление привязанности - не магия, а вполне себе научное знание. В рамках отдельно-взятой школы вполне возможно создать такую обстановку, что все учителя станут "чудо-".

Оригинальное видео с лекцией  Риты Пирсон. 
Перевод Yekaterina Jussupova и Aliaksandr Autayeu.

Я провела всю свою жизнь будучи либо в школе, либо на пути к школе, либо обсуждая события, произошедшие в школе. Мои родители были преподавателями, родители моей матери были преподавателями и последние 40 лет я тоже преподаю. Поэтому можно и не говорить о том, что за эти годы у меня была возможность рассмотреть образовательную реформу с разных ракурсов. Некоторые из этих реформ были хороши. Некоторые — не очень. Мы знаем, почему дети бросают учёбу. Мы знаем, почему они не хотят учиться. Причины тому — бедность, плохая посещаемость, негативное влияние сверстников. Мы всё это знаем. Но есть то, что мы никогда не обсуждаем, а если и обсуждаем, то редко. Это — ценность и важность связи между людьми. Взаимоотношения.

Джеймс Комер говорит, что невозможно постичь ничего значимого, не познав значимых взаимоотношений. Джордж Вашингтон Карвер говорил, что процесс познания и есть понимание взаимоотношений. На каждого в этом зале оказал своё влияние какой-то учитель или другой взрослый человек. Годами я наблюдала за тем, как люди учатся. Я наблюдала за лучшими и за худшими в обучении.

Однажды моя коллега сказала: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей. Мне платят за то, чтобы я вела уроки. Дети должны их учить. Я должна преподавать, а они учить. На этом всё».
Я ответила ей: «Запомни, дети не учатся у тех, кто им не нравится».
Она сказала: «Что за чушь!».
И я ответила: «Годы твоей работы покажутся тебе бесконечными и невероятно тяжёлыми, милочка».

Так и оказалось. Некоторые люди думают, что у тебя либо есть способность строить взаимоотношения, либо нет. Мне кажется, что Стивен Кови прав. Он говорит, что необходимо научиться нескольким простым мелочам. Например, для того, чтобы быть понятым попробуй сначала понять сам. Или такая простая вещь как извинения. Задумывались ли вы об этом? Попросите у ребёнка прощения и он будет шокирован.

Однажды я провела урок о пропорциях. Я не слишком сильна в математике, но я работала над этим. И вот, когда после урока я заглянула в методическое пособие, поняла, что рассказывала на уроке совсем не то! На следующий день я пришла в класс и сказала: «Ребята, я хочу извиниться. Я рассказывала на уроке совсем не то. Мне очень жаль». 
Они ответили: «Все в порядке, мисс Пирсон. Вы были так увлечены, что мы не стали вас исправлять».

Я преподавала в классах настолько слабых, настолько отстающих в знаниях, что я плакала. Я задавалась вопросом, как мне за девять месяцев провести этих детей оттуда где они были, туда, где должны были быть. Это было трудно. Невероятно трудно. Как я могла одновременно поднять и самооценку ребёнка и его знания? В какой-то год, у меня появилась великолепная идея.

Я сказала своим ученикам: «Вы избранные, раз попали в мой класс, потому что я — лучший учитель, а вы — лучшие ученики. Провидение свело нас вместе, и мы покажем всем чего мы сто́им!»
Один из учеников протянул: «Правда?» Я ответила: «Так и есть. Мы должны показать другим классам, кто мы такие. Когда мы спустимся в фойе, все остальные обратят на нас внимание, поэтому вам нельзя шуметь. Вы должны пройти с достоинством». И я придумала для них речёвку: «Я — личность! Я был личностью придя сюда. И я буду лучше когда выпущусь. Я могущественный! Я сильный! Я заслуживаю образования, которое получаю здесь. Мне нужно многое сделать, многих впечатлить и посетить множество мест».
И они ответили: «Да!»  Если повторять это достаточно часто, то это станет частью тебя.

И вот...  я приготовила контрольную работу. 20 вопросов. На 18 из них один ученик ответил неверно. Я поставила +2 и улыбающийся смайлик.
Он спросил: «Мисс Пирсон, это 2?».
Говорю: «Да».
Опять вопрос: «А зачем тогда вы нарисовали смайлик?».
Отвечаю: «Да потому, что ты везунчик. У тебя два верных ответа. А могло быть и ни одного! Когда мы сделаем работу над ошибками, разве ты не покажешь лучший результат?»
Он ответил: «Да, мэм, покажу!»
Вот видите «-18» лишают вас надежды на лучшее, а «+2» говорят, что всё не так уж и плохо.

Годами я видела, как моя мать в своё личное время проверяет домашние работы учеников, в обед ходит с визитами к их родителям, покупает расчёски, арахисовое масло и крекеры и прячет это в ящике стола, чтобы потом отдать голодающим детям, вместе с мочалками и мылом для тех, от кого плохо пахло. Трудно чему-то научить ребёнка, от которого пахнет. А дети могут быть жестокими. Она прятала всё это в ящике стола. Много лет спустя, когда она ушла на пенсию я видела, что к ней продолжают приходить те ученики. Они говорили: «Мисс Уокер, вы изменили мою жизнь. Всё получилось. Вы заставили меня почувствовать себя личностью, хотя в глубине души, я знал, что не был ей. И я хотел, чтобы вы увидели, кем я стал».

И когда моя мать в возрасте 92-х лет умерла, на похороны пришло множество её бывших учеников. Это заставило меня плакать, но не потому что мамы не стало, а потому что она оставила после себя наследие — взаимоотношения, которые никогда не исчезнут.

Можем ли мы быть терпеливее, чтобы развивать взаимоотношения? Конечно. Будут ли вам нравиться все ваши ученики? Конечно нет. И самые трудные дети никогда не пропускают уроки!  Никогда. Не все из них будут вам нравиться, но самые трудные появляются по определённой причине. Это связь. Это взаимоотношения. И, несмотря на то, что некоторые из них вам не нравятся, суть в том, что они об этом никогда не узнают. Учителя — это великие актёры. Мы приходим на работу даже когда на это нет желания. Мы придерживаемся определённых правил, в которых нет смысла. Мы учим, несмотря ни на что. Мы учим, потому, что это наше призвание. Процесс обучения должен приносить радость. Как прекрасен был бы наш мир, если бы наши дети не боялись рисковать, не боялись думать, и имели бы крепкую опору. 

Каждый ребёнок заслуживает того, чтобы иметь опору — взрослого, который никогда не откажется от него, который понимает силу взаимоотношений, и покажет, что они могут стать лучшими, любыми возможными путями.

Источник: olgapisaryk.livejournal.com

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх