fb Традиционные ценности в народной игрушке

Традиционные ценности в народной игрушке

Аннотация: в статье рассматривается народная игрушка как неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания. Ее использование в работе с детьми дошкольного возраста способствует усвоению ими духовных ценностей, заложенных в ней, формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.

Ключевые слова: народная игрушка, дети дошкольного возраста, художественные и педагогические традиции.

В конце 2015 г. президентом РФ В.В. Путиным была подписана «Стратегия национальной безопасности» [1], в которой сохранение и развитие культуры на традиционных духовно-нравственных ценностях востребовано национальными интересами страны, а их разрушение приравнивается к угрозе государственной безопасности. В этой связи, стратегической целью является сохранение и приумножение традиционных ценностей народов России. Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его настоящего и прошлого ведет к разрушению связи между поколениями, наносит урон развитию человека и народа в целом.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому, очень важно, знакомить ребенка с культурой своего народа начиная уже с дошкольного возраста. Невозможно решать задачи нравственного, патриотического воспитания не дав детям представления и знания о национальных традициях своей Родины. Многие черты личности, сформированные народом, являются насущными и необходимыми в воспитании подрастающего поколения.

Народный кодекс воспитания многих этносов на первый план выдвигает - служение своему народу и стране. Воспитательный идеал выражается в подготовке героя для своей страны, несущий в себе собирательный образ лучших качеств данного народа. Каждый должен считать своим долгом, при необходимости, пожертвовать собой во имя своей Родины, ее благополучия. Герои русских народных сказок и былин, к примеру, долго странствуют по свету, мужают в борьбе с разными злыми силами. Добрые люди им помогают, да и сами герои не раз оказывают помощь людям, находящимся в руках злодеев. Моральный облик «героя своей страны» включает в себя такие черты, как доброта, отзывчивость, почтение к родителям и старшим, самопожертвование.

Сущностью народного идеала всегда было противопоставление добра – злу, красоты и порядка – мировому хаосу, жизнеустройства и преобразующих сил творчества - распаду и смерти, вечного – временному. В этом заложена нравственная, жизнеутверждающая сила народного творчества. Сегодня к нам постепенно возвращается национальная память, и мы с особым вниманием должны относиться к старинным традиционным обычаям, праздникам, фольклору, народной игрушке. Народная игрушка – прошлое в настоящем. Живая традиция, сохраняющая связь поколений, народов, эпох. Это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей.

В народной игрушке фольклорная традиция синтезируется с традицией художественной. Ее отличает яркий художественный стиль народного творчества, в ней легко узнается знакомый образный язык, активное, жизнеутверждающее мировидение. Традиционная игрушка становится знаком, символизирующим народный стиль. Народной игрушке свойственны «врожденные» черты национальной культуры. Такова дымковская игрушка, богородская резьба, русская матрешка и пр., – живые носители традиционного народного творчества. В то же время известный исследователь в области народной игрушки Г.Л. Дайн [2, 186], отмечает, что в народной игрушке ярко выражен не только самобытный народный национальный характер, но также и универсальные, интернациональные черты общечеловеческой культуры. У разных народов встречаются одни и те же игрушки. Повторяются не только сами образы. Наблюдается поразительное сходство их форм конструкций, они оказываются близкими по цвету, орнаменту, росписи. Близость эта объясняется общечеловеческими потребностями.

Всюду, где бы ни жили люди, перед ними всегда стояла общая важная задача – передать свой жизненный опыт следующему поколению. Народные игрушки были важным средством воспитания. Они рождались из естественной бытовой потребности, везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одним и тем же материалом. Народная игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это атхетип представлений о добре, ставит перед собой благородную воспитательную задачу, учит добру, красоте, мудрости и сопереживанию. Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на традиции предшествующих поколений, которые воспринимает с учетом задач, потребностей, интересов и условий своего времени.

Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, ее индивидуализацию. Они включают в себя, с одной стороны, духовные ценности этноса, а с другой, при помощи четко регламентируемых норм и правил, создают модель поведения для новых поколений, выступая при этом одним из важнейших воспитательных факторов. Традиции выполняют целый ряд функций: устанавливают преемственность культур; являются формой хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению; производят отбор одобряемых обществом образцов поведения и эстетических, художественных ценностей. Выступая в роли коллективной памяти, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Это материальные и духовные ценности этносов: устное народное творчество, народное песенное и художественное творчество. Самое ценное в художественных промыслах – это люди, мастера и художники, хранители прекрасных традиций, замечательные творцы нового.

Мир народной игрушки - мир целостного человека, который создается условиями природного окружения и охватывается как бы одним взглядом, одним чувством, все живет в нем не порознь, а вместе: поля, леса, солнце, тучи, человек – вся земля, весь белый свет. Народный мастер, пользуясь благами природы, добытыми трудом на земле, чувствует себя внутри природы, он связан с жизнью села в целом. Народный мастер особенно чувствует свою сопричастность к культурной традиции родного края. В своем творчестве он сохраняет масштаб всеобщего, познает мир через самого себя такая причастность к целому и создает в каждой культуре свой национальный образ мира, свои образы-типы, поскольку в каждом искусстве сохраняется генетическая связь в самом переживании мира, в эмоциональных реакциях на явления и творческая переработка ее в психике человека.

Такое восприятие жизни, мира ведет к особому прочтению традиционного образа в народной игрушке, которому мы верим, потому что оно отражает не только  авторское понимание жизни, а понимание народное, отлитое временем, закрепленное в формах, традициях, несущих опыт, выработанное вековым народным сознанием. Изучив место и роль народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста можно утверждать следующее: народная игрушка – неотъемлемая часть народной педагогики. Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.

Народная игрушка выступает важным фактором психического развития. Она влияет на развитие познавательной, эмоциональной сфер личности, ее творческих способностей, активизирует продуктивную деятельность, способствует формированию самостоятельности у детей. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Народная игрушка отражает художественные традиции, эстетические предпочтения и мировоззрение народа. Это обуславливает ее педагогическую роль как важного средства воспитания ребенка на национальных традициях. В исследовании О.Г. Батухтиной [3, 16] отмечается, что важным условием этого направления является ознакомление дошкольников с художественными и ремесленными традициями народной игрушки в сочетании с познавательным, эстетическим, нравственным и эмоциональным содержанием, а также воспитание правильного понимания ее культурно-исторического значения (произведение народного творчества, памятный подарок, традиционный национальный сувенир).

Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета или интернет для взрослого. По мнению доктора психологических наук В.В. Абраменковой [4, с. 101], игрушка может выступать агентом национальной информационной безопасности. Кукла может быть политическим предметом или политическим фигурантом. В известной в 90-х годах телепередаче «Куклы», персонажи, напоминающие политических деятелей, изображались в гротеске, что не способствовало их популяризации. В свое время, в США, разразился политический скандал из-за «куклы-террориста» Бен Ладена, которая бойко распродавалась в магазинах. Вслед за этим появилась кукла-герой, изображающая президента Буша. Бизнес оказался выгодным, но создателя игрушек обвинили в антипатриотизме и подрыве национальной безопасности США. Однако он сумел убедить власти в том, что игрушки формируют адекватное отношение американцев к президенту и могут положительно повлиять на будущую избирательную кампанию. Какова культура, таковы и игрушки.

Народная игрушка представляет собой самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит средством связи поколений, в художественно-эстетическом содержании предметного окружения. Народная игрушка - выступает культурным орудием, посредством которого в особой свернутой форме передается система духовных ценностей (исторических, нравственных, эстетических), сама суть человеческих отношений. Воплощенная в ярких образах, народная игрушка связывает настоящее с культурным прошлым народа, воспроизводит ценностное отношение к жизни, народный образ мира, формирует у детей психологию человека творца и созидателя. Проблема окружения ребенка и в частности предметная среда, - актуальная проблема времени. Человеческая личность, характер народа и края – подгоняется сегодня под единый мировой стандарт и тем настоятельнее становится потребность в живом разнообразии предметного окружения детей, которое бы сохраняло традиционные духовно-нравственные ценности нашей культуры.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета.RG.RU от 31.12.2015. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание, 2005. № 4. С. 98-108.
2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 192 с.
3. Батухтина О.Г. Формирование элементов национальной культуры средствами народной игрушки: Автореф. дис. … канд. пед. наук, 1999. 21 с.
4. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание, 2005. № 4. С. 98-108.

Автор:
Зайцева Ольга Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования; Гуманитарно-педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

Источник: СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 6(20) 2017.

 

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх