fb Лингвистическая лаборатория

Лингвистическая лаборатория

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. В работе по речевому развитию детей старшего возраста я выбрала такую форму как лингвистическая лаборатория.

Лингвистическая лаборатория- это особый вид непосредственной образовательной деятельности, который проводится как интегрированное (по 15-20мин) занятие по развитию речи и ознакомлению с произведениями художественной литературы воспитателем 1 раз в месяц, а также как индивидуальная работа с детьми. В непосредственной образовательной деятельности в лингвистической лаборатории использую ярко выраженную «исследовательскую» атрибутику, «профессорские шапочки» с кисточками (играя роль ученых -исследователей), использую также аудиозаписи, мультимедийное оборудование, метод исследовательских проектов. Это означает, что дети, объединяясь в пары и подгруппы, ставят перед собой проблему (обычно после прослушивания какого-либо языкового материала), выдвигают гипотезы и пытаются их решить.

У современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия. Поэтому в лингвистической лаборатории использую в работе с детьми один из таких приемов как составление рассказа по аналогии с образцом взрослого, с установкой на самоконтроль высказываний.

Предлагаю детям посетить лингвистическую лабораторию, дети проходят, одевают «профессорские шапочки» с кисточками. Ставлю проблему, что необходимо подробно составить рассказ о ребенке. Дети начинают составлять, не совсем получается. Предлагаю им составить по аналогии с моим рассказом:

Взрослый ⇒ Ребенок

  • У меня машина ⇒ У меня человек
  • Она умеет ездить и тормозить ⇒  Он умеет бегать, ходить и останавливаться
  • Ее нужно заправлять бензином, чтобы она ехала ⇒ Он должен кушать суп, кашу, котлеты, чтобы вырасти
  • У нее есть кабина, багажник, колеса, мотор ⇒ У него есть голова, спина, руки и ноги, сердце
  • Она стоит в гараже ⇒ Он живет в доме

У детей 6 лет начинают организовываться семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля ещё не сформирована. У детей без нарушений речи проявляются признаки такой дифференциации. У детей же с ОНР четкая дифференциация элементов семантического поля отсутствует. Для формирования ориентировки в основных типах использую в лингвистической лаборатории прием «параллельных дорожек».

Прием «параллельных дорожек»

Сделала подбор карточек. Карточки разных цветов, чтобы облегчить ребенку переключение ориентировки с одного типа семантических отношений на другие.

  • Голубые карточки – обобщение
  • Красные карточки – синонимы
  • Оранжевые карточки - части целого
  • Зеленые карточки - противоположности.

Детям предлагаю сделать дорожку, чтобы спасти персонажа или помочь ему добраться до домика, лакомства, друзей и т.д. Каждый шаг дорожки это – подбор варианта ответа к своей карточки - по аналогии с образцом взрослого. Для каждого ребенка подбираю карточки (один набор карточек для себя, второй для ребенка – ребенок по аналогии моего рассказа составляет свой рассказ). Выкладываю свой комплект карточек – обобщение, части целого, синонимы, противоположности. Беру игрушку – гномика, начинаю свой рассказ:

Сегодня гномик отправился в гости, я помогу ему. Пошел гномик в гости к другу. По дороге гномику встретились: автобус, такси, грузовик – транспорт, Потом на пути он увидел разбитый предмет крышку, донышко, ручку, носик – чтобы это могло быть? Это был чайник. Услышав птичий крик, гномик посмотрел на дерево, он увидел птичку. Она сидит – а теперь летит. (Сидеть – лететь). Раздался гром, и пошел дождь; дождь стал – лить, хлестать, капать, идти. Гномик побежал по дорожке к домику друга. А теперь, попробуй ты.

Ребенок получает свои карточки, раскладывает их в той же последовательности - обобщение, части целого, синонимы, противоположности и начинает свой рассказ.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Еще один из приемов работы с дошкольниками в лингвистической лаборатории это вербальная сеть для слова.

Опыт с магнитом 

Объяснить, как слова могут приклеиваться друг к другу как магниты. Для опытов нам необходимо сделать подбор картинок. Например: картинка – Дыня (ключевое слово, к этом слову будут приклеиваться слова), фрукты, коза, желтый, черствый хлеб, сладкая конфета, трава, льется вода. Картинки имеют петельку, к картинкам, которые относятся к ключевому слову – на конце петельки прикреплены скрепки. Для этого предлагаю детям посетить лингвистическую лабораторию, и предлагаю сегодня в лаборатории провести опыт, почему слова могут приклеиваться друг к другу как магниты? Ребята одевают«профессорские шапочки» с кисточками.

Показываю детям домик. В домике есть окно, под ним располагается магнит. Показываю картинку – дыня, ставлю картинку в окно домика, даю набор картинок и предлагаю провести опыт, какие картинки приклеились к магниту и почему. Дети высказывают свои предположения, делают выводы.

Очень интересный прием использую – это прием «передвигания», о котором говорил З.Фрейд. Здесь речь идет о смещении смыслового акцента во фразе. Я предлагаю детям в лаборатории потренироваться отвечать на вопросы шутки, придумывать их самим. Предлагаю ребятам сегодня в лаборатории заняться «шуточными делами». Ответить мне на вопрос «За чем во рту язык?» дети отвечают- за зубами, чтобы разговаривать и т.д. «За чем люди сидят?», «За чем на небе солнце спряталось?» А затем предлагаю спросить по другому: используя слово «зачем». («Зачем мама спряталась?» - «За шторой». – «Неправильно. Чтобы повеселить дочку?»

Также использую в лингвистической лаборатории работу с детьми над художественным текстом. Предлагаю детям вспомнить сцену, когда Буратино с котом Базилио и лисой Алисой приходят в харчевню.

«Хозяин харчевни выскочил навстречу гостям.
- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала лиса.
-Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил кот. - Эй, хозяин, - важно сказал Буратино – дайте нам три корочки хлеба.
- Веселенький, остроумненький Буратино шутит с вами, хозяин, захихикала лиса.»

Останавливаю чтение и предлагаю детям отгадать: шутил или нет Буратино – почему его слова были объяснены как шутка. Буратино не учел, что Кот и Лиса – как и мы все склонны преувеличивать или преуменьшать.

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений

Слоговые дорожки.

Повторение слога на слух «Слоговые дорожки» - это еще один игровой приём который я использую в работе с детьми в лингвистической лаборатории – различного рода путешествий игрушечных персонажей и машинок по игровому полю. В качестве такого игрового поля выступает таблица со слогами рядами для глухих и звонких звуков. Ребенок кидает кубик, передвигает машинку на столько квадратиков, сколько выпало на кубике. При остановки машинки или персонажа по игровому полю прошу повторить слог, при этом ребенок смотрит как я произношу (артикуляцию) , дальше слог произношу закрыв лицо экраном, при этом ребенку надо повторить слог на слух. Так провожу упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах. Для большего интереса игру провожу в парах, осуществляя движение по очереди и передвигаясь на столько клеток, сколько выпадает на кубике.

Проблема нарушений языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет не только на успеваемость, но и на письменную речь ребенка ,т.е. на письмо и чтение, и определяет успешность овладения ребенком грамоты.

Для закрепления навыка звукового анализа и синтеза, графического образа букв, развития мелкой моторики разработала пособие логопедический ноутбук.

Логопедический ноутбук.

Состоит из картонной основы и двух вкладышей. Один вкладыш представляет собой поле из цветных канцелярских кнопок, на котором дети при помощи резинок по образцу "рисуют" букву. Второй вкладыш - поле из бутылочных горлышек, на котором составляется звуковая схема слова при помощи навинчивания синих, зеленых и красных крышек от бутылок. На поле представлены три ряда: для слов из трех звуков, для слов из четырех звуков и для слов из пяти звуков. Наклеив буквы на крышки, пособие можно использовать для звуко-буквенного анализа и синтеза. К пособию составлена картотека букв (для первого вкладыша), а также картотека звуковых схем с картинками и букв синих, зеленых и красных крышек от бутылок (для второго вкладыша).

Активное использование такой формы работы с дошкольниками, как лингвистическая лаборатория, способствовала созданию обогащенной речевой среды в группе, развитию и проявлению социальных эмоций (удивления от процесса и результата познания, радость от совершаемых открытий, сопереживание и сочувствие, восхищение красотой русского языка.), воспитание любознательности и интереса к познанию русского языка.

Авторы:

Портнова Т. А., старший воспитатель МБДОУ «Д/с №17 "Рождественский"» г.Петровск, Россия
Волкова Е. П., воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ «Д/с №17 "Рождественский"» г.Петровск, Россия

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
568 руб

Набор Сегена - Узоры

Арт.: SDА006
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
224 руб 275 руб

Вкладыши - Животные Африки

Арт.: MS2458272
222 руб

Вкладыши объемные - овощи

Арт.: RNT372-2
432 руб

Вкладыши - Размер фруктов

Арт.: MS2855202
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
415 руб

Вкладыши - Овощи внутри

Арт.: ni8017
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
415 руб

Вкладыши - Чей домик

Арт.: ni7993
438 руб

Вкладыши - Фрукты и овощи

Арт.: MS2893002
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
636 руб

Игра Smile Decor - Алфавит

Арт.: SDP205
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
800 руб

Конструктор - Азбука

Арт.: WT2301
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 186 руб

Паровозик - Алфавит

Арт.: wtd001
222 руб

Вкладыши объемные - Цвета и фигуры

Арт.: MS460865
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
345 руб

Вкладыши Монтессори - Размер и форма

Арт.: SDP04
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
328 руб

Вкладыши для развития глазомера

Арт.: MS2846439
ожидается поступление
432 руб

Вкладыши - Размер овощей

Арт.: MS2855203
Нет в наличии
432 руб

Вкладыши - Размеры и цвета форм

Арт.: MS2855195
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
495 руб

Игра 3 в 1 - рыбалка, шнуровка, вкладыши

Арт.: sadol0020
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
680 руб

Игра 3 в 1 - Часы

Арт.: sadol0059
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
1 182 руб

Пазл Карта мира - 82 элемента

Арт.: MSKR143075
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх