fb Влияние детско-родительских отношений на речь

Влияние детско-родительских отношений на развитие речи детей

"Дети нуждаются в вашем присутствии и любви больше, чем ваших подарках!" 
Д. Джексон

Ранний возраст – от 0 до 3 лет - это период активного развития речи ребенка. Именно в этот период малыш делает свои самые первые шаги в овладении речью на родном языке, произношению слов и фраз, осваивает ключевые правила человеческого общения и учится понимать интонационные нюансы в речи взрослых людей!

С рождения на развитие детской речи оказывает сильное влияние окружающая ребенка семейная обстановка. Современные родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Многие родители не задумываются о том, что это приводит к дефициту речевых контактов: невостребованности речи, неразвитости культуры общения в семье, а как следствие – задержка речевого и общего развития ребенка. Попробуем раскрыть часть семейных ситуаций и внутрисемейных отношений, влияющих на развитие речи детей раннего возраста.

Отказ от медикаментозного лечения!

У большинства детей, обращающихся в лабораторию, имеются неврологические и сенсо-моторные проблемы, решение которых даже при хорошей коррекционно-педагогической работе невозможно без сопутствующего медикаментозного лечения, назначаемого детским неврологом. Но в ходе сбора информации и разговора с родителями выясняется, что есть родители, которые отказываются от медикаментозного лечения.

Отдаленность в воспитании ребенка со стороны отца.

В раннем возрасте детей отец более отдален от общения и воспитания ребенка, чем в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это в значительной мере связано с тем, что в этот период времени отцы решают задачу материально-финансового обеспечения семьи и развития собственной карьеры. Тезис отцов: «Подрастет, поумнеет – тогда поиграем и поговорим! Я устал! Я зарабатываю деньги!».

И все вопросы, связанные с развитием и воспитанием ребенка ложатся на хрупкие мамины плечи. «Молчаливая мама» Встречается не мало «молчаливых» мам. Сказать что они не заботливые – это не так! У таких мам ребенок накормлен правильно, ухожен, игрушки, какие необходимы – куплены, но мама не считает нужным разговаривать с ребенком. Тезис у таких мам простой: «Что я сейчас с ним буду разговаривать… Подрастет, наговоримся». А потом оказывается, что не можем говорить – возникают проблемы в речевом развитии.

В данном случае речь заменяется на тактильные контакты, на двигательные воздействия, на смену игрушек, что не допустимо в раннем возрасте. Дефицит общения в первый год жизни может привести к угасанию потребности в общении, к отставанию в развитие речи. У «неговорящих» родителей и дети неговорящие. Формирование словаря и дальнейшее его обогащение невозможны без общения ребенка с взрослым.

Ограждение ребенка от осваивания окружающей среды.

Речь ребенка задерживается и в том случае, если с ребенком слишком «понимающие» и «добродушные» родители – бровью повел, жест какой-то сделал – все, бросились выполнять. «На – мой миленький! Только не плачь!». Мало того, особенно ярко это проявляется на занятиях со специалистом – когда мама начинает совершать какую-то операцию вместо ребенка – не дождавшись его реакции и действия. А уж если специалист – будет настаивать на своем и провоцировать ребенка на ответную реакцию (вербальную или голосовую): «Что вы, он сейчас обидится, и будет плакать!» - реакция мамы. Современные родители не дают ребенку возможность проявить себя – полазить, открывать шкафы, играть с водой, крупами и т.д. Одна категория родителей - слишком «заботливых» по отношению к ребенку придерживается такого мнения: «Он испачкается! Это не безопасно! Он промокнет!». Другая категория родителей: «Он все испачкает, испортит! А мне потом убирать, отмывать!».

Родители должны обеспечить ребенку возможность ползать и исследовать окружающие предметы: рассматривать, ощупывать, облизывать, бросать и т.д., - у ребенка должны накапливаться различные ощущения (тактильные, вкусовые и др.), на основе которых у ребенка формируется целостный образ мира. Только тогда, когда ребенком обследован этот предмет, мы можем обозначить этот предмет словом. Происходит освоение нового слова и вхождение его в словарь ребенка (сначала пассивный, а затем в активный).

Создание в домашней среде вседоступности.

Родители создают в своем доме развивающую среду – покупают много разных развивающих игрушек, книжек. Приносят домой и отдают детям: «На, играй!». Хотя решающее значение в этот возрастной период приобретает показ игрушек. Каждую новую игрушку следует обыгрывать с ребенком так, чтобы он понял ее функцию, принял ее с пониманием и радостью. Должна состояться встреча с новыми предметами – причем эмоциональная, заразительная (как положительного, так и отрицательного заражения). Пример: «Ах! Посморти какая ложечка!!!! Это Олина ложечка!!! Ни у кого нет такой красивой ложечки! Оленька будет кушать этой ложечкой кашку!! Вкусную, сладенькую кашку!!!» Показывая предмет ребенку необходимо добиться зрительного сосредоточения на нем.

Помогая ребенку осваивать игрушки, родители приучают ребенка сознательно подражать взрослому, на полном серьезе и целенаправленно. У малыша развивается кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.

Продолжительное использование соски и «бутылочное» питание.

Продолжительное (около года и даже до 2,5 лет) использование соски тормозит психическое развитие ребёнка, мешает его полноценному дыханию и, что очень важно, общению с родителями. С соской во рту, малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов. Большинство звуков приобретёт межзубное звучание, которое в народе называют «шепелявым». Помимо этого - регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У малышей продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение соски бутылочки или пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба.

Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Приведённые примеры, - далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской. Постоянное «затыкание» рта соской (чаще необходимого) может стать причиной того, что ребенок поздно начнет разговаривать. Ребенок может решить, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться с миром жестами - ведь он привык не раскрывать рта из-за соски. Ребенок просто может себе внушить, что намного легче общаться при помощи жестов и указывать на предметы пальцем, потому что он привык, что его рот всегда занят соской.

Долгое «бутылочное» питание и постоянное кормление малыша протертой пищей негативно влияет на становление речи у ребенка. Ведь еда является не только «подпиткой» организма всеми необходимыми витаминами, она еще способствует развитию артикуляционного аппарата, благодаря которому ребенок правильно выговаривает звуки и слова. У детей, в рацион которых не вводятся продукты твердой консистенции, и привыкших исключительно к жидкой и протертой пище, не развиваются жевательные навыки, вследствие чего не стимулируется мышечный тонус языка, нарушится вкусовое восприятие.

Питание из бутылочки очень часто приводит к психологическим последствиям, то есть, у малыша нет доверия к родителям, он не может справиться со своими эмоциями. Введением твердой пищи в рацион ребенка поможет избежать ряда проблем в освоении речи ребенком.

Неправильная речевая среда.

Многие родители, считая, что ребенок маленький – сюсюкают с ним. В общении с детьми раннего возраста можно и нужно использовать уменьшительно-ласкательные слова – ложечка, кашечка, рученька и др. Ребенок должен слышать правильную формулировку слова. Родитель должен называть предмет четко, не ломая язык, выговаривать каждый звук. Обращаясь к ребенку, обеспечить ему возможность хорошо видеть ваше лицо (глаза, губы).

Заставление ребенка говорить.

Многие родители совершают ряд ошибок при обучении ребенка говорить. Они начинают просить или заставлять ребенка: «Повтори!! Скажи!!». Или еще хуже: учат ребенка произносить буквы: «Скажи буква Б», или произносить слова так как они пишутся, а не произносятся. Например: СОБА-КА, ПО-КА, и др. Для ребенка эти слова ничего не означают, потому что в речи ив жизни ему показывали «САБАКУ», а теперь просят показать и сказать СОБАКА».

Родители не умеют играть!

Они заставляют ребенка «идти заниматься». Хотя мы знаем, что взрослые помнят себя только с 6-7 летнего возраста, когда нас сажали за парты и учили. Так и взрослые, начинают учить детей раннего возраста как в школе, забывая о том, что для такого ребенка естественно – играть! Ребенок не обязан учиться, пока ему не исполнится 5-6 лет!

Обширное информационное поле.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. Ученые установили, что проблем с развитием речи становится всё больше. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. На первом месте в списке вредных факторов — телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь — это может привести к психологическим и речевым комплексам.

Ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов, он может произносить длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Бесконтрольный просмотр мультфильмов.

Если в раннем возрасте предоставляется ребенку возможность слишком много смотреть мультфильмы (даже хорошие, развивающие) – это выльется в последующем в определенные проблемы. Оказывается что эта зрительная гиперстимуляция (когда ребенок смотрит на мелькающие образы, картинки) блокируется развитие слухового восприятия, т.е. восприятие информации на слух.

Использование гаджетов.

Знакомство с «умной техникой» у наших детей происходит чуть ли не в первые дни после рождения: родители бегают вокруг коляски с фотоаппаратами, снимая чадо в разных ракурсах, суют ему мобильник, чтобы переслать прабабушке, а та могла умилиться первым «агушкам», потом и к веб-камере подносят для пущего эффекта… И совсем скоро эти удивительные вещи начинают вызывать у малыша такой жгучий интерес, какой и не снился всем погремушкам и плюшевым мишкам вместе взятым.

Почему так происходит? Ну, во-первых, вспомните – как часто в течение дня малыш видит у вас в руках телефон или планшет? Пока вы проверяете почту, пишете смс, болтаете с подругой? Многие из нас вовсе не расстаются с гаджетами, причём мы уже просто не замечаем того, какое важное место они занимают в нашей жизни. Как продолжение собственной руки. А вот малыш – замечает. И естественно, ему становится интересно, что это за чёрная (серая, белая, зелёная) коробочка у мамы или папы. Он стремится подражать вам, это естественно: если бы вы постоянно ходили в обнимку, скажем, с поварёшкой, ребёнок бы и ей интересовался в первую очередь. А таинственная коробочка ещё и пиликает, в ней всякие яркие картинки, куча разных кнопочек, на которые так весело нажимать и смотреть, что происходит.

Кнопочки – это отдельный разговор: детей они просто завораживают. Пульт от телевизора прятать приходилось? Вот то-то же. Почему малыш упорно предпочитает ваш планшет своему зелёному слонику? Потому что слоник он и есть слоник, а телефон – тысяча игрушек одновременно. И фонариком посветить, и музыку послушать, и с бабушкой поговорить, и картинки посмотреть, и змейку по экрану погонять… - надо только знать, какую нажать кнопку. Техника интерактивна, в этом всё дело: ребёнок вступает с ней в общение. Безусловно, планшет или телефон — это спасение для родителей, особенно если малыш беспокойный, постоянно требует внимания к себе, не хочет играть один – потому что не умеет или ему не интересно играть одному. Все же надо иногда и взрослым кушать заниматься делами. Вне дома — тоже палочка-выручалочка. Если, например, ребенок не желает сидеть спокойно в кафе или орет всю дорогу в машине. И развеселить заболевшего ребенка — тоже вариант.

Гаджет увлекает мгновенно, как наркотик, малыш вряд ли будет обращать внимание на окружающий мир. Никакие другие игрушки, даже яркие интерактивные так не “съедают” внимание. Попробуйте дать ребенку игрушечный телефон, с виду такой же, как у мамы, скорее всего он на него и не взглянет. Тем не менее, большинство специалистов все равно не советуют знакомить с гаджетами детей до двух лет. В первые два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза. А к росту побуждает именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы, либо рассказы родителей, а не картинки на дисплее и записанные звуки.

Ребенку важно общаться с родителями, слышать звук их голоса, это формирует навыки речи и коммуникации. Использование гаджетов в раннем возрасте ведет к утрате авторитета родителей. Потому что дети узнают новое от планшета, а мама и папа перестают в итоге восприниматься как источник надежных знаний о мире вокруг. Если уж и давать ребенку младше двух лет планшет, то это не должно выглядеть мама готовит на кухне, папа на работе, а малыш сам по себе играет. Нужно играть с ним, объяснять.

Мы всё-таки живем в XXI веке – в веке цифровых устройств. И ребёнку жить в таком мире. И, быть может, вовсе и не плохо, что у него с малолетства появляются навыки обращения с техникой. У наших детей будет совершенно иное мышление, и это необходимо принять.

Вывод: для благополучного развития речи ребенка в раннем возрасте необходимо создание комфортной семейной обстановки: организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого и игрового материала, демонстрация образцов правильной речи, проговаривание всех действий ребенка, эмоционально близкие отношения с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжелых социально-бытовых условий в семье. Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга необходимо сопутствующее лечение, назначаемое детским неврологом. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект!

Автор:
Аркадьева Л.В. учитель-логопед ГБУ ДПО ЦСО Центр специального образования

Используемые источники:
1. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007. – 703 с.
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — Педагогика, 1986. 143 с.
3. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – Школьная Пресса, 2003г.

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх