fb Влияние гаджетов на развитие ребенка

Влияние гаджетов на развитие ребенка

Проведено анкетирование 130 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста (от 1 до 5 лет), с целью выявления факторов социальной среды, влияющих на речевое развитие ребенка. В группе исследования 80 детей не имели речевых нарушений, у 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. Были выявлены семейные факторы риска нарушения коммуникативного поведения. В обеих группах наблюдается неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфоны, планшеты), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними.

В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами (планшетными устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни.

Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей.

Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС), которые постепенно превращаются в эпидемию XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с аутистическими расстройствами, в 2011 г. уже не менее 250-300 тысяч детей с РАС в возрасте до 18 лет .

Расстройства аутистического спектра (РАС) определяются как гетерогенная группа заболеваний с различной этиологией и патогенетическими механизмами, объединенных триадой:

  1. нарушение коммуникации (искаженное речевое развитие наряду с отсутствием невербальных способов коммуникации);
  2. нарушение социализации (трудности принятия и закрепления социальных норм и правил поведения в социуме, нарушение способности к совместной деятельности);
  3. стереотипии (навязчивые движения, поведенческие ритуалы, предпочтение однообразной знакомой еды, одежды, игрушек, окружающей обстановки, маршрутов прогулок).

Ослабление и обеднение связей между родителями и детьми, иногда доходящее до полного непонимания и отчуждения, различные варианты бегства от реальности в виртуальные удовольствия, снижение управляемости поведением детей уже достигли масштабов глобальной междисциплинарной и межведомственной проблемы, находящейся в пространстве профессиональной ответственности медицины, психологии, педагогики, социологии, информатики, образования, культуры и др., заслуживающей всеобщего внимания и обсуждения.

В 2010-2013 гг. нами проведено анкетирование 130 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста (от 1 до 5 лет). Все дети были разделены на 2 группы:

  • в группе 1 (n=80) дети без речевых нарушений,
  • в группе 2 (n=50) у детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.

Статистическая обработка данных проводилась с применением пакета программ STATISTICA 6.0. Достоверными считались различия при р<0,05.

Дети XXI века и их родители, рожденные после 1980 года, поколение мультимедийной революции. По данным исследования, 96 (74%) семей регулярно использовали гаджеты для раннего развития ребенка (компьютерные детские игры, презентации, графические программы), а также для отвлечения и утешения ребенка, при нарушениях поведения (капризы, истерики), для скрашивания долгого ожидания в поездках, очередях, на приеме у врача, чтобы ребенок не мешал беседовать со специалистом; для приобретения личного времени (время для разговоров по телефону, выполнения срочной работы и уединения). Достоверно чаще гаджеты использовались во второй группе: 1-я 54 (67,5%); 2-я 42 (84%).

По данным анкетирования родителей, современный ребенок начинает знакомиться и активно взаимодействовать с гаджетами с первых лет жизни. Так, по данным семей, интервьюированных в 2010 г. знакомство и взаимодействие с гаджетами состоялось (n=62):

  • у 11 (17,7%) детей на 1-м году жизни;
  • у 18 (29%) на втором;
  • у 33 (53,2%) на третьем году жизни.

По результатам опроса семей в 2013 г. знакомство и взаимодействие с гаджетами на 1-м году жизни состоялось (n=68):

  • у 21 (30,9%) ребенка; у 32 (47%) на втором;
  • у 15 (22%) на третьем году жизни.

Таким образом, наблюдения на протяжении 3 лет демонстрируют отчетливую тенденцию к снижению возраста знакомства и активного взаимодействия детей с гаджетами.

Доступ к мобильному телефону родителей имеют 76 (58,5%) детей:

  • группа 1 47 (58,8%);
  • группа 2 29 (58%).

Регулярно с сотовым телефоном контактируют 57 (43,8%) детей:

  • группа 1 37 (46,2%);
  • группа 2 20 (40%).

Телевидение постоянно присутствует в жизни 125 (96,2%) семей.
110 (84,6%) детей познакомились с ним и регулярно смотрят телепрограммы с возраста от 6 мес. до 3 лет. :

  • группа 1 69 (86,2%);
  • группа 2 41 (82%)

Причем 85 (65,4%) детей смотрят телевизор без взрослых и 18,5% из них самостоятельно часто переключают многочисленные каналы.

Постоянно работающий телевизор как звуковое сопровождение обнаруживается в 56 (43,1%) семьях:

  • группа 1 38 (47,5%);
  • группа 2 18 (36%).

Пользуются гаджетами самостоятельно (могут запускать игры, включать музыку или мультфильмы, просматривать фотографии) 75 (57,7%) детей:

  • группа 1 49 (61,2%);
  • группа 2 26 (52%).

Систематически используют гаджеты для игры 86 (66,2%) детей:

  • группа 1 61 (76,3%);
  • группа 2 , 25 (50%).

Из них:

  • играют ежедневно 35 (40,7%) детей - 21 (26,3%) и 14 (28%);
  • играют не менее часа в день 76 (88,4%) детей - 56 (70%) и 20 (40%);
  • крайне трудно отвлекаются от гаджета 62 (72,1%) ребенка - 33 (41,3%) и 29 (58%);
  • проявляют избыточные эмоции, бывают раздражительны, гневливы, агрессивны, переживают обиду и демонстрируют злость, если что-то не получается в игре, 36 (41,2%) - 19 (23,8%) и 17 (34%).

Очевидно, что в большинстве семей гаджеты активно используются для сопровождения раннего развития ребенка. Для соблюдения главной заповеди медицины «Не навреди» нужно хорошо представлять нормальный, сформированный веками алгоритм биологического, психического, социального и духовного развития ребенка и определить, как влияет на него пользование электронными игрушками. 

Возраст от 0 до 3 лет это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления. Это время зарождения самосознания и появления первичной самооценки. В этом возрасте возникают особые эмоциональные отношения с близкими. Ребенок знакомится с границами и правилами окружающего мира и пытается подчинять им свое поведение. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые суррогатные электронные няни могут необратимо навредить ребенку, формируя аутистикоподобные паттерны поведения.

Доминирующей высшей психической функцией ребенка до 3 лет является восприятие зрительное, слуховое, кинестетическое. Детей привлекает полимодальный сенсорный опыт, получаемый без особых усилий, от техногенных приспособлений (оживающие, трансформирующиеся под пальцами картинки, многообразие цветов, форм, графических композиций, иллюзии объемности и глубины пространства, богатое звуковое сопровождение, ощущение вибрации). Нажатие кнопок, прикосновение к экрану планшета сопровождается изменением содержания, что у детей раннего возраста часто выступает в качестве желаемого игрового результата. Таким образом, в жизни ребенка появляются стереотипно закрепленные двигательные и речевые программы, повторяющиеся примитивные музыкальные фрагменты вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры. Манипуляции с планшетом заменяют эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений. 

Поэтому дети раннего возраста, ставшие легкой добычей планшетов и телефонов, превращаются в Homo Ludens - «человека играющего» (термин Паскаля Вейля). 

Керделлан К., Грезийон Г. отметили, что электронные игрушки способствовали появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем разговаривать, и поставили вопрос перед обществом: «Дети, погруженные в культуру симуляции. Какими станут они?»

Одним из наиболее частых и ранних последствий информатизации детства являются расстройства аутистического спектра, нарушения речевого развития и коммуникации, негативно отражающиеся на формировании мышления, усвоении социальных навыков, на познавательной активности ребенка и на его поведении.

Нельзя игнорировать того, что эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Исключительно мотивация постичь мир взрослых заставляет ребенка трудиться над расширением активного словаря, над шлифовкой правильного произношения. Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями (наполненное смыслом общение со значимым взрослым), это движущая сила речевого развития.

Позитивно окрашенная реакция родителей, их заинтересованное внимание к речи ребенка, эмоционально насыщенное ежедневное вербальное общение, чтение книг, заучивание стихов и песенок, комментарии, адресованные ребенку родителями по поводу происходящего на улице и дома, все это обязательные составляющие поддержания высокой мотивации к вербальному общению ребенка и развитию у него речи.

Для эффективного общения ребенок должен уметь организовать взаимодействие с другими детьми, слушать и слышать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения.

По мнению большинства родителей, знакомство с гаджетом не способствовало развитию диалоговой речи, а лишь усугубляло коммуникативные проблемы ребенка. Так, трудности в общении отмечаются у 20 (25%) здоровых детей из группы 1.

По данным проведенного анкетирования родителей, были выявлены следующие семейные факторы риска нарушения коммуникативного поведения:

  1. Речевая депривация (усталые родители, приходя после работы, перебрасываются немногочисленными фразами, а затем включают телевизор и немногословно, с единичными комментариями, всей семьей его смотрят) в 78 (60%) семьях.
  2. В 74 семьях (56,9%) наблюдается постоянное фоновое воздействие на слуховой анализатор (в комнате, где находится ребенок, радио или телевизор работают в качестве сопровождения его игры или еды).
  3. В 67 семьях (51,5%) функция речевого общения делегирована техногенным средствам, не требующим выстраивания диалоговой коммуникации (ребенку включают мультфильмы, в надежде, что он освоит фразовую речь (речевые клише), услышав ее от любимых персонажей).
  4. В 59 семьях (45,4%) ребенку предлагают игровую деятельность, для которой речь не требуется (гаджеты). Игры на планшете и мобильном телефоне не требуют от ребенка усилий, связанных с необходимостью владеть речью. Вполне достаточно элементарных стереотипных двигательных навыков и быстроты реакции.

Внедрение в жизненное пространство гаджетов оказало влияние не только на формирование устной речи, но и привело к зарождению особого вида письменной речи (SMS) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которой стали краткость и минимум нажатий клавиш. По мере взросления современные дети все чаще слушают глазами, читая SMS-сообщения и переписку в чате, и разговаривают пальцами. Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно надвигающейся драме утрате современными детьми родного языка несущей оси сознания .

Период дошкольного детства это время знакомства с социальной средой вне рамок семьи, встраивание в систему социальных отношений путем постепенного узнавания и принятия правил, диктуемых данным сообществом. На фоне возрастающего интереса к миру человеческих отношений, желания активно участвовать в жизни взрослых, не будучи взрослыми, у детей рождается важнейшее новообразование дошкольного детства ролевая игра, в процессе которой они берут на себя роль взрослых, воспроизводят отношения и деятельность взрослых.

По мнению Д.Б. Эльконина, игра  - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку рождается смысл поступков и действий. Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, манипулирует ( кормит ) ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл для другого человека; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий, в этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры. Игра социальна, ее появление возможно лишь в общении с взрослым, в наблюдении за его поведением, эмоциями, деятельностью, речью.

В процессе ролевой игры закладывается фундамент общения, апробируются варианты эмоционального реагирования и стратегии поведения, принятые в данной семейной системе, развиваются внимание, память, речь, творческое воображение, доступные возрасту виды продуктивной деятельности (рисование, конструирование, лепка). Необходимость подчинения правилам и запретам, следование сюжету, выполнение игровых условий, умение договариваться с другими детьми, участвующими в игре, все это позволяет рассматривать ролевую игру как неотъемлемую часть процесса формирования произвольной регуляции собственного поведения и деятельности.

Игра важна для развития рефлексивного мышления. Рефлексия это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, с действиями, поступками, мотивами других людей. В ролевой игре формируются предпосылки к рефлексии как способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей. Компьютерная игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. В ней преобладает механическое следование игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности, попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. Иллюзия выбора позволяет ребенку выбирать не стратегию поведения и деятельности, а лишь второстепенные детали (вид питомца, тип одежды, спортивного инвентаря или оружия, внешний вид персонажа и т.д.). Эта игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Но она привлекает сенсорными эффектами, иллюзией управляемости ( захочу включу, захочу выключу ), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Игры с явно агрессивной тематикой формируют разрешенное агрессивное поведение, которое без должного критического отношения к нему экстраполируется детьми в социум.

Необходимо осознавать влияние ранней компьютеризации детей на формирование и функционирование семьи. Невозможно прожить настоящее детство в мире, где слишком многие взрослые отказались выполнять роль родителей. Опыт человечества и результаты научных исследований утверждают, что обязательным условием нормативного раннего развития ребенка является формирование на первом году жизни системы привязанности, которая характеризуется наличием надежных устойчивых отношений между ребенком и ухаживающим взрослым. Эта система активируется, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, неизвестным и включает две противоположные тенденции в поведении: стремление к новому и поиск поддержки. Освоение домашнего пространства, знакомство с миром человеческих отношений и царством предметов происходит на фоне активированной детско-материнской привязанности.

Роль значимого взрослого обеспечивать поддержку и эмоциональное принятие ребенка, что будет способствовать формированию базального доверия ребенка к миру.

Проведение ребенком раннего возраста досуга с планшетом или компьютерной игрой не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на качестве детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется, постепенно родитель воспринимается как хранитель гаджета или досадное препятствие на пути к любимому устройству. Детям раннего и дошкольного возраста свойственно познавать мир посредством имитации деятельности и поведения членов семьи и микросоциального окружения.

По данным опроса, в 86 (66,2%) семьях (группа 1 59 (73,8%); группа 2 27 (54%)) родители проводят большую часть свободного времени с компьютером или другим электронным устройством. В 59 (45,3%) семьях (группа 1 37 (46,3%); группа 2 22 (44%)) за игрой родителей наблюдают дети.

Образ жизни родителей, проводящих с планшетом или компьютером весь остаток дня (завершая начатую днем работу, читая книги, сражаясь в виртуальном пространстве или наслаждаясь просмотром фильма), может способствовать формированию у ребенка убежденности в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве примера для подражания. На фоне недостаточной зрелости произвольной регуляции поведения и деятельности (созревание которой приходится на младший школьный возраст) принятие дошкольником подобного образца поведения затруднит в дальнейшем планирование режима дня и занятий ребенка (папа пришел с работы и играет, и я пришел из школы и играю), организацию его свободного времени.

В большинстве семей раннее знакомство с компьютером, освоение ребенком игровых программ воспринимаются как его достижение, проявление его сообразительности и способности быстро, без
разъяснений и инструкций разобраться со сложной техникой. В докомпьютерную эпоху ребенок не мог оказаться на равных с родителями, занимаясь физическим или интеллектуальным трудом. Он знал, для того чтобы стать как папа, ему надо вырасти, приобрести знания, умения и навыки. В современных условиях для ребенка, ориентирующегося в компьютере наравне с членами своей семьи, становится неочевидным родительское право на доминирование. Я играю лучше папы в эту игру, значит, я такой же умный, как он, и почему тогда он мною командует? Доминирующим становится родитель, обладающий правом открывать доступ к гаджету.

Закономерны проблемы неподчинения взрослым и снижение авторитета родителей, что находит отражение в изменении семейной структуры.

Какую же роль компьютер играет в современной семье? Только ту, которую ему отведет семья, только те функции возьмет он на себя, которые родители готовы ему делегировать. Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно зависает с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.

Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.

Источник:
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА № 9 (85) декабрь 2014 г.
Белоусова Марина Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии,
Карпов Анатолий Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и наркологии,
Уткузова Марина Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии.

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
489 руб

Шашки и нарды

Арт.: P658
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
512 руб

Логические блоки Дьенеша

Арт.: MS2790609
662 руб 986 руб

Игра - Балансирующий Кактус

Арт.: sadol0047
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
772 руб 840 руб

Настольная игра - Башня

Арт.: MS3202144
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
820 руб 1 280 руб

Логическая игра - День и ночь

Арт.: SADOL1040078
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
732 руб 1 120 руб

Набор для творчества - Чайный набор

Арт.: sadol8138
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
989 руб

Продукты на магнитах

Арт.: WTQQ0708
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 060 руб

Конструктор - Лесной домик

Арт.: QB0229F
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
1 860 руб 2 246 руб

Набор инструментов - Юный мастер

Арт.: WTQQ0636
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 288 руб

Конструктор STEM с молоточком

Арт.: MSSES14941
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 375 руб

Конструктор - 154 брусочка

Арт.: MSDK02948
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
3 450 руб 3 800 руб

Игра Вальда - Соберу я урожай

Арт.: MBV0201
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
110 руб

Домино

Арт.: MS2291390
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
346 руб

Кубики историй

Арт.: MS2322305
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
340 руб

Игра в городки

Арт.: MS3065682
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
525 руб

Игра на координацию - Крокет

Арт.: RN141D
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
586 руб

Рыбалка с аквариум

Арт.: wtqq752700
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
954 руб

Конструктор - трубы

Арт.: QB0223F
ожидается поступление
1 686 руб

Конструктор - Стул

Арт.: wtqq9070
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
1 800 руб

Подарочный набор - Чемоданчик с фактами

Арт.: WSP7182402
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
1 774 руб

Конструктор - Палатка - Crazy Forts

Арт.: MS3557375
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх