fb Влияние интернет-зависимости на подростков

Интернет-зависимость

Сегодня компьютеризация и интернетизация затронула практически все слои жизнедеятельности. Патологическое использование интернета среди молодежи становится проблемой над решением которой работают психологи, социальные работники, врачи. Впервые термин «интернет-зависимость» был введен в употребление нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом для описания патологического и непреодолимого желания использовать интернет. Под интернет-зависимостью он понимал расстройство поведения, возникающее в результате использования сети, которое оказывает пагубное влияние на домашнюю, образовательную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферу человека.

Интернет дает возможность уйти от реальности и спрятаться от всех проблем. Согласно наблюдению и беседе с подростками около 90% подростков общаются друг с другом в социальных сетях. По их словам они чувствуют дискомфорт в отсутствии телефона и особенно интернета. Западные исследователи пришли к выводу, что самый опасный возраст с точки зрения введения в аддиктивное поведение - это возраст до 20 лет. В России в категорию молодежи входят люди от 14 до 30 лет. 

Следует отметить, что до сих пор, нет общепринятого определения интернет-зависимости и единых критериев ее оценки. Считается, что на то, как молодые люди воспринимают и используют интернет, влияют социально-экономические и психофизиологические характеристики человека.

К. Янг, одна из наиболее авторитетных специалистов в области изучения данного феномена в США, разработала типологию интернет-зависимых пользователей. Позднее Д. Гринфилд и М. Гриффите сформулировали примерные критерии интернет-зависимости. В частности, Д. Гринфилд отмечает, что интернет-зависимость многомерна, включает проявления эскейпизма, поиска новизны, стремления к стимуляции чувств, эмоциональную привязанность к интернету, желание ощутить себя сетевым «гуру».

Если интернет-зависимость многомерна, то ее основной критерий -чрезмерное времяпрепровождение в интернете - нуждается в дополнении, потому что невозможно считать количество сетевого времени единственным признаком. Необходимо учитывать социально-психологические факторы (реакция на временное отсутствие интернета, способность ладить с другими в реальной жизни и т. д.).

Как негативное социальное явление интернет-зависимость может характеризоваться чрезмерным временем молодых людей в интернете вне работы, либо обучения только в сочетании с эмоциональной зависимостью от использования интернета, что приводит к негативной трансформации социальных связей пользователя и значительному ухудшению имиджа и качества жизни.

Стоит отметить, что ученые, проводящие исследования в этой области, согласны с тем, что существует несколько промежуточных степеней интернет-зависимости: от легких стадий (сопровождающихся дискомфортом от невозможности доступа в интернет) до крайней степени (полная потеря контроля над действиями, проявление агрессии, аутоагрессия и склонность к насилию в реальной жизни).

В молодом возрасте особенно важным фактором риска развития интернет-зависимости можно считать расстройство эмоциональной и когнитивной сферы. Эти изменения искажают, деформируют социально-психологические установки индивида, его «я». Психологи указывают на возможность гипертрофированного желания искать ощущения или потребность в новых, ранее не известных переживаниях, а самое главное - желание подвергаться социальному риску, чтобы найти эти ощущения.

Столь высокий интерес к интернету в данном возрасте обусловлен причинами, среди которых доминирует мотивация к познанию всего нового, а также использование технологий для общения и развлечений. Интернет дает безграничные возможности для самореализации, то есть это своего рода полная свобода действий и мысли.

Отдельно следует упомянуть компьютерные игры. ВОЗ включила зависимость от видеоигр в 11-е издание Международной классификации болезней, которое вступит в силу с января 2022 года. Здесь нужно пояснить, что сколько бы человек ни играл в компьютерные игры по времени, само по себе это не может считаться критерием наличия или отсутствия зависимости. Основной признак, признаваемый ВОЗ, - возникновение проблем с реализацией других видов деятельности в повседневной жизни. Такие люди не только перестают уделять должное внимание работе, учебе или семье, но и не могут спать, забывают поесть, пренебрегают гигиеной.

Также необходимо напомнить, что ВОЗ относит зависимость от компьютерных игр к группе поведенческих и нехимических. Тем не менее, мы знаем, что существуют поведенческие зависимости от самых разных видов деятельности - это, например, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от спорта. Считается, что риск возникновения подобных зависимостей имеет лишь небольшой процент людей. Это связано не с характером, в частности, игровой деятельности, а с психологическими особенностями конкретного человека - с одной стороны, и с окружающими факторами развития, проблемами в семье, проблемами с другими людьми и так далее - с другой.

Как утверждают социологи, поколение digital native, развивается совершенно иначе, нежели предыдущее. Те, кому 15-20 лет не знали мира без гаджетов и цифры. Таких людей легко узнать: веб-серфинг - бесцельные «прогулки» по сети, автоматическое пролистывание ленты, предпочтение общаться через социальные сети, киберсекс. Любая из этих зависимостей может стать болезненной, а может оставаться лишь развлечением.

Безусловно, интернет развил у молодых пользователей и определенные положительные коммуникативные навыки, характеристики личности. Прежде всего, это сильное желание ответной реакции. Мессенджеры и социальные сети научили их тому, что нельзя оставаться безучастным, требуется реагировать на все: фотографии, посты, комментарии, позицию. Это может выражаться в лайках, смайликах или еще в чем-то - зависит от возраста. Но реакция необходима и этой же реакции они ждут офлайн - дома, на работе и учебе - на любые свои достижения.

В последнее время набирает обороты цифровой детокс - это временный отказ от интернета, гаджетов, а еще это глобальный тренд и бизнес. С точки зрения нейрофизиологии гаджеты вызывают постоянный приток так называемого «быстрого» дофамина в нашем мозге. И в результате мы теряем радость жизни, становимся более тревожными и раздражительными, испытываем большие трудности с сосредоточением.

Получение удовольствия без каких-либо эмоциональных или физических затрат лишает нас мотивации прилагать усилия. Привыкший к большим дозам дофамина мозг хочет получить больше и прямо сейчас. «Слишком много» в данном случае понятие субъективное. Определенную роль в привязке человека к виртуальному миру играет его возраст, молодые люди чаще воспринимают цифровую среду как естественное продолжение реальности и потому реже устают от онлайна.

Тем не менее, если вы привыкли заполнять любую паузу гаджетом, устаете от переизбытка информации, испытывает сложности с режимом дня, сном и долгосрочным планированием - цифровой детокс станет хорошим решением поставить информационный шум на паузу. Перезагрузка необходима, если вы много пользуетесь интернетом по работе или учебе (студенты, журналисты, маркетологи, блогеры), а также, если занимаетесь онлйн-шопингом, подолгу общаетесь в мессенджерах.

Начать можно с самого простого: не пользоваться гаджетом во время еды, общения с семьей и за час до сна - выпадайте из цифровой жизни хотя бы на пару часов в день. Полезно будет завести оффлайн-хобби: ходите на лекции, запишитесь в тренажерный зал, ведите бумажный дневник.

Конечно, решить проблему информационной перезагрузки разовой «чисткой» невозможно, как нельзя навсегда избавиться от усталости, просто отправившись, к примеру, в отпуск. Такая перезагрузка поможет выявить наличие проблемы, но, чтобы справиться с ней, придется менять повседневные привычки.

Источник:  УДК 304.2
Автор: Грязнов Сергей Александрович, декан факультета внебюджетной подготовки ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России», г. Самара

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх