Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности. Именно в этом возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности. Двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, социальной, психологической и других сфер жизнедеятельности.
По данным разных авторов хатха-йога является эффективным средством физического воспитания дошкольников. Хатха-йога акцентирует внимание на развитии подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц, здоровье суставов, содействует поддержанию хорошего самочувствия. Высокая эффективность адаптированной для детского организма йоги при систематических занятиях обусловлена, кроме перечисленного, еще и ее способностью восстанавливать защитные системы организма, нормализовать работу нервной системы и кровообращение и обмена веществ.
Большое внимание в гимнастике хатха-йога уделяется дыхательным техникам. Важность применения дыхательных упражнений в физическом воспитании детей отмечается разными авторами для формирования навыков правильного дыхания, повышения функциональных возможностей системы внешнего дыхания и организма в целом, снижения заболеваемости, а также для улучшения процессов речи и мышления.
Содержание комплекса физических упражнений с элементами хатха-йоги:
- Поза лотоса (Падмасана)
Позволяет увеличить «раскрытие» тазобедренных суставов, подвижность коленей и лодыжек. - Поза молящегося (Пранамасана)
Поза для расслабления. Выполнение полного дыхания, задействовав весь объем легких. Наполняет весь организм свежим кислородом. - Поза вытянутых рук (Хаста уттанасана)
Укрепляет мышцы позвоночника, удлиняет позвоночник, оказывает благотворное влияние на весь организм. - Поза аиста (Падахастасана)
Развивает мышцы спины и ног, повышает гибкость позвоночника, тонизирует органы брюшной полости. - Поза всадника (Ашва шанчаласана)
Укрепление мышц ног, увеличивает подвижность позвоночного столба и тазобедренных суставов. - В Поза собаки мордой вниз (Адха мукха шванасана)
Снимает усталость, укрепляет и растягивает мышцы ног, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины и рук. - Поза планки (Аштанга намаскар асана)
Укрепляет и тренирует мышцы рук, спины. Тонизирует мышцы ног и живота. - Поза кобры (Бхуджангасана)
Развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы спины, ягодиц и рук. - Поза дерева (Врикшасана)
Тонизирует мышцы ног, развивает чувство равновесия и устойчивости. - Поза орла (Гарудасана)
Укрепляет мышцы ног, стопы, голени и бедра. Развивает координацию. - Поза воина (Вирабхадрасана)
Устраняет тугоподвижность плеч и спины, тонизирует и укрепляет мышцы ног, особенно бедра. Расширение грудной клетки углубляет дыхание. - Поза горы (Тадасана)
Развивает координацию, укрепляет мышцы живота, улучшает осанку - Поза героя (Вирабхадрасана)
Укрепляет и растягивает мышцы ног, спины и живота. Развивает подвижность в суставах, укрепляет мышечную систему всего организма. - Поза перевернутого треугольника (Триконасана)
Укрепляет мышцы ног, боковые мышцы тела вытягивает позвоночник. - Поза ребена (Баласана)
Поза для релаксации, удлиняются и расслабляются мышцы ног, спины, шеи - Поза героя (Вирасана)
Формирует правильную осанку, растягивает четырехглавую мышцу бедра и позвоночник. Развивает гибкость. - Поза растягивания спины (Пашчимоттанасана)
Укрепляет бедра и ягодицы, растягивает мышцы спины и заднюю поверхность ног. - Поза лотоса (Падмасана)
Позволяет увеличить «раскрытие» тазобедренных суставов, подвижность коленей и лодыжек.
В подготовительной части занятия выполнялись асаны направленные на подготовку организма к предстоящим физическим нагрузкам, упражнения на дыхание. Дыхательные упражнения выполнялись в сочетании с асанами для концентрации внимания и расслабления.
В основной части занятия физическая нагрузка равномерно подбиралась для всех звеньев тела, по-
следовательно оказывая локальное воздействие на конкретную группу мышц. Все упражнения выполнялись медленно и плавно, постепенно увеличивалась амплитуда движений и количество мышечных групп, задействованных при выполнении упражнений. После 4 - 5 выполненных поз применялась асана на расслабление и концентрацию внимания в сочетании с дыхательными упражнениями. Так же для активного отдыха и переключения внимания в середине основной части проводилась подвижная игра средней интенсивности (например игры с предметами, эстафеты). В конце основной части занятия после небольшого активного отдыха выполнялись самые сложнокоорди-национные упражнения, требующие проявления силы мышц, задействованных в удержании позы.
В заключительной части присутствовали упражнения и подвижная игра низкой интенсивности (игры на внимание, игровые упражнения пальчиковой гимнастики), направленные на успокоение организма в целом и нормализацию дыхания. Выполнялись упражнения на плавное вытяжение позвоночника и всех задействованных в ходе занятия мышц, которые позволяли снять напряжение, расслабить нервную систему и снизить частоту сердечных сокращений.
В процессе занятия детям объяснялось воздействие выполняемой асаны, а так же их знакомили с историей происхождения и назначения йоги. По мере освоения детьми асан, заменялись привычные для детей названия (поза орла, поза дерева и т. п.) на их оригинальные наименования (гарудасана, баласана и т. д.). Это тренирует память ребенка, что необходимо для подготовки дошкольников к школе. Комплекс физических упражнений с элементами хатха-йоги для дополнительных занятий физической культурой с детьми 5-6 лет, позволяет существенно повысить показатели физической подготовленности, такие как гибкость, координация и силовая выносливость.
Источник:
УДК 372.879.6
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА-ЙОГИ
Информация об авторах:
- Ивко Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры Сибирского государственный университета физической культуры и спорта.
- Чусовитина Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Сибирского государственный университета физической культуры и спорта.
- Швецова Елена Игоревна - выпускница кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры Сибирского государственный университета физической культуры и спорта, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 5», ЗАТО «Озерный» (Тверская область).