fb Хатха-йога для детей

Хатха-йога для детей

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности. Именно в этом возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности. Двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, социальной, психологической и других сфер жизнедеятельности.

По данным разных авторов хатха-йога является эффективным средством физического воспитания дошкольников. Хатха-йога акцентирует внимание на развитии подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц, здоровье суставов, содействует поддержанию хорошего самочувствия. Высокая эффективность адаптированной для детского организма йоги при систематических занятиях обусловлена, кроме перечисленного, еще и ее способностью восстанавливать защитные системы организма, нормализовать работу нервной системы и кровообращение и обмена веществ.

Большое внимание в гимнастике хатха-йога уделяется дыхательным техникам. Важность применения дыхательных упражнений в физическом воспитании детей отмечается разными авторами для формирования навыков правильного дыхания, повышения функциональных возможностей системы внешнего дыхания и организма в целом, снижения заболеваемости, а также для улучшения процессов речи и мышления.

Содержание комплекса физических упражнений с элементами хатха-йоги:

  1. Поза лотоса (Падмасана)
    Позволяет увеличить «раскрытие» тазобедренных суставов, подвижность коленей и лодыжек.
  2. Поза молящегося (Пранамасана)
    Поза для расслабления. Выполнение полного дыхания, задействовав весь объем легких. Наполняет весь организм свежим кислородом.
  3. Поза вытянутых рук (Хаста уттанасана)
    Укрепляет мышцы позвоночника, удлиняет позвоночник, оказывает благотворное влияние на весь организм.
  4. Поза аиста (Падахастасана)
    Развивает мышцы спины и ног, повышает гибкость позвоночника, тонизирует органы брюшной полости.
  5. Поза всадника (Ашва шанчаласана)
    Укрепление мышц ног, увеличивает подвижность позвоночного столба и тазобедренных суставов.
  6. В Поза собаки мордой вниз (Адха мукха шванасана)
    Снимает усталость, укрепляет и растягивает мышцы ног, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины и рук.
  7. Поза планки (Аштанга намаскар асана)
    Укрепляет и тренирует мышцы рук, спины. Тонизирует мышцы ног и живота.
  8. Поза кобры (Бхуджангасана)
    Развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы спины, ягодиц и рук.
  9. Поза дерева (Врикшасана)
    Тонизирует мышцы ног, развивает чувство равновесия и устойчивости.
  10. Поза орла (Гарудасана)
    Укрепляет мышцы ног, стопы, голени и бедра. Развивает координацию.
  11. Поза воина (Вирабхадрасана)
    Устраняет тугоподвижность плеч и спины, тонизирует и укрепляет мышцы ног, особенно бедра. Расширение грудной клетки углубляет дыхание.
  12. Поза горы (Тадасана)
    Развивает координацию, укрепляет мышцы живота, улучшает осанку
  13. Поза героя (Вирабхадрасана)
    Укрепляет и растягивает мышцы ног, спины и живота. Развивает подвижность в суставах, укрепляет мышечную систему всего организма.
  14. Поза перевернутого треугольника (Триконасана)
    Укрепляет мышцы ног, боковые мышцы тела вытягивает позвоночник.
  15. Поза ребена (Баласана)
    Поза для релаксации, удлиняются и расслабляются мышцы ног, спины, шеи
  16. Поза героя (Вирасана)
    Формирует правильную осанку, растягивает четырехглавую мышцу бедра и позвоночник. Развивает гибкость.
  17. Поза растягивания спины (Пашчимоттанасана)
    Укрепляет бедра и ягодицы, растягивает мышцы спины и заднюю поверхность ног.
  18. Поза лотоса (Падмасана)
    Позволяет увеличить «раскрытие» тазобедренных суставов, подвижность коленей и лодыжек.

В подготовительной части занятия выполнялись асаны направленные на подготовку организма к предстоящим физическим нагрузкам, упражнения на дыхание. Дыхательные упражнения выполнялись в сочетании с асанами для концентрации внимания и расслабления.

В основной части занятия физическая нагрузка равномерно подбиралась для всех звеньев тела, по-

следовательно оказывая локальное воздействие на конкретную группу мышц. Все упражнения выполнялись медленно и плавно, постепенно увеличивалась амплитуда движений и количество мышечных групп, задействованных при выполнении упражнений. После 4 - 5 выполненных поз применялась асана на расслабление и концентрацию внимания в сочетании с дыхательными упражнениями. Так же для активного отдыха и переключения внимания в середине основной части проводилась подвижная игра средней интенсивности (например игры с предметами, эстафеты). В конце основной части занятия после небольшого активного отдыха выполнялись самые сложнокоорди-национные упражнения, требующие проявления силы мышц, задействованных в удержании позы.

В заключительной части присутствовали упражнения и подвижная игра низкой интенсивности (игры на внимание, игровые упражнения пальчиковой гимнастики), направленные на успокоение организма в целом и нормализацию дыхания. Выполнялись упражнения на плавное вытяжение позвоночника и всех задействованных в ходе занятия мышц, которые позволяли снять напряжение, расслабить нервную систему и снизить частоту сердечных сокращений.

В процессе занятия детям объяснялось воздействие выполняемой асаны, а так же их знакомили с историей происхождения и назначения йоги. По мере освоения детьми асан, заменялись привычные для детей названия (поза орла, поза дерева и т. п.) на их оригинальные наименования (гарудасана, баласана и т. д.). Это тренирует память ребенка, что необходимо для подготовки дошкольников к школе. Комплекс физических упражнений с элементами хатха-йоги для дополнительных занятий физической культурой с детьми 5-6 лет, позволяет существенно повысить показатели физической подготовленности, такие как гибкость, координация и силовая выносливость.

Источник:
УДК 372.879.6
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА-ЙОГИ

Информация об авторах:

  • Ивко Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры Сибирского государственный университета физической культуры и спорта.
  • Чусовитина Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Сибирского государственный университета физической культуры и спорта.
  • Швецова Елена Игоревна - выпускница кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры Сибирского государственный университета физической культуры и спорта, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 5», ЗАТО «Озерный» (Тверская область).

Все статьи
Товары по теме статьи
280 руб

Кинетический песок 1 кг

Арт.: MSDP010
283 руб 413 руб

Игра напольная - Мистер Твистер

Арт.: MSNI7073
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
790 руб 990 руб

Настольная игра - FIT friends

Арт.: УМ099
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх