fb Жизнестойкость семьи и ребенка

Жизнестойкость

На сегодняшний день проблема соотношения детско‐родительских отношений и эмоционального благополучия дошкольников не остается без внимания в возрастной психологии. Родительское отношение и родительство включает в себя субъективно‐оценочное, сознательно‐избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Работы по выявлению стилей родительского отношения часто имеют характер «срезового» исследования, без проведения более глубокого анализа причин нарушений семейной системы и эмоционального благополучия детей.

На наш взгляд, в этой области важно придавать большее значение учету характеристики личности самого родителя. Одной из таких характеристик может выступать жизнестойкость личности. В данной статье дается краткий теоретический обзор феномена жизнестойкости в контексте исследований родительства.

Жизнестойкость состоит из трех отдельных характеристик/компонентов или аттитюдов:

  • вовлеченность (включенность, обязательства);
  • контроль;
  • принятие риска (вызов).

Человек, который является жизнестойким, рассматривает потенциально стрессовые события как значимые и интересные (вовлеченность), видит себя способным изменить эти события (контроль) и, наконец, использует изменения для роста и развития (принятие риска).

На основе теоретического анализа отечественныхизарубежныхподходовмыопределяем жизнестойкость человека как интегральнуюличностнуюкомпетенцию, которая помогает активно и творчески проживать свою жизнь и эффективно преодолевать стрессогенные события, преобразуя их в возможности для личностного развития.

Вовлеченность дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образумыслейиповедению.Слаборазвитый компонент вовлеченности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Второй компонент, «контроль» (control), мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. При высоком воспринимаемом контроле человек концентрируется на выполнении задачи, находящейся непросто в рамках его возможностей, но и на грани их, он инициирует поведение .При низком уровне воспринимаемого контроля человек избегает сложностей, предпочитает ставить легко достижимые цели, остаётся пассивным.

Принятие риска – это убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, как позитивного, так и негативного.

Таким образом, можно выделить следующие маркеры компонентов жизнестойкости.

  • Вовлеченность может включать: сформированную систему ценностей и смыслов, личностные устремления и желания, продуктивность, активную жизненную позицию, чувство справедливости, профессиональные знания, умение их применять.
  • Контроль включает такие характеристики, как чувство личной ответственности, паттерн адаптивных защитных механизмов и копинг‐стратегий, быстрая реакция, сильная воля, инициативность, бытовые навыки, адекватная оценка своих слабых и сильных сторон, принятие критики.
  • Принятие риска включает в себя: планирование, гибкость, мужество, оптимизм, поиск нового, творческие способности, жизненный опыт, развитые социальные и коммуникативные навыки, уверенность в себе и в своем решении.

Жизнестойкость как интегральная характеристика личности взрослых людей создает предпосылки для изучения ее влияния на особую сферу деятельности – родительство, на систему детско-родительских отношений и построение семейных отношений, на сохранение психологическогоздоровьяиэмоциональногоблагополучиядетейдошкольноговозраста. Родительство является социально‐психологической функцией каждого человека, которуюобычноизучаютвдвухнаправлениях– отцовство и материнство. Р. В. Овчарова выделяет принципы для лучшего понимания феномена родительства:

  1. Феноменродительствасистемнодетерминирован. Родительство – это одновременно самостоятельная система и подсистема по отношению к системе семьи.
  2. Феномен родительства многогранен. Его рассматривают на двух уровнях, они же этапы родительства: как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое.
  3. Феномен родительства сложно структурирован.

Первый уровень – индивидуально‐личностные особенности одного из родителей. Такой особенностью может выступать жизнестойкость личности.

Второй уровень – оба супруга в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств и т. д. по отношению к семейной системе.

Третий уровень – родительство во взаимосвязи с родительскими семьями.

Четвертый уровень – родительство по отношению к системе общества.

Факторы родительства представлены на нескольких уровнях:

  • макроуровень – уровень общества;
  • мезоуровень – уровень родительской семьи,
  • микроуровень–уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности.

Феномен родительства – явление динамическое, включающее процесс становления и развития. Родительство как особая функция, формируется постепенно и совершенствуется на протяжении всей жизни взрослого человека.

В развитой форме включает в себя компоненты:

  • ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
  • родительские установки и ожидания;
  • родительское отношение;
  • родительские чувства;
  • родительские позиции;
  • родительскую ответственность;
  • стиль семейного воспитания.

Жизнестойкость каждого из родителей становится благоприятным фактором для полноценного развития перечисленных позиций в системе родительства.

Ценностные ориентации родителей, на наш взгляд, тесно связаны с ценностно‐смысловой составляющей жизнестойкости. Жизнестойкость родителя может выступать как основа формирования семейных ценностей, принципов и одновременно являться ресурсом для оптимального решения возникающих трудностей в выполнении роли родителя, сохраняя имеющиеся смыслы и ценности.

При этом жизнестойкость позволяет родителю более гибко подходить к решению трудностей и трансформировать уже сформированные ценностно‐смысловые установки и принципы, если они не позволяют личности родителя развиваться и совершенствоваться.

Установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю имеют большое значение. Происходит распределение функций и ролей, которое влияет на удовлетворенность браком. Жизнестойкость каждого из родителей может оказывать решающее значение в данном случае. Сформированные компоненты жизнестойкости, такие как контроль и принятие риска, могут конструктивно помогать решать задачи, стоящие перед молодыми родителями, избегая конфликтов, не перекладывая ответственность друг на друга в ситуации неуспеха.

Вовлеченность, как компонент жизнестойкости, помогает активно выполнять взятые на себя функции и роли. Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Любовь каждого родителя — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья. Родительская любовь – это высшее проявление родительских чувств, которое формируется в течение жизни человека. В совокупности с высокой жизнестойкостью родительская любовь не только создает благополучные условия для развития своего ребенка, но и «любит» разумно, давая ребенку столько любви и заботы, сколько ему необходимо, а не «душит» его своей любовью (гиперопека).

Ответственность как значимая характеристика жизнестойкого человека переходит в родительскую ответственность. В первую очередь это ответственность перед самим собой, своей совестью. И затем это ответственность за своего ребенка перед социумом.

В целом обозначенные структурные компоненты родительства можно наглядно наблюдать в стиле родительского взаимодействия с ребенком.

Исследователями выделено множество различных типов/стилей семейного воспитания и подходов к их рассмотрению.Вот некоторые из них:

  • родительские позиции как совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих установок (А. Д. Кошелева), 
  • родительские стили поведения (В. Н. Дружинин),
  • интегральное принятие— отвержение ребенка, межличностная дистанция, формы и направления родительского контроля и др.(А.Я.ВаргаиВ.В.Столин),
  • типы воспитательного процесса: уровень протекции, полнота удовлетворения потребностей, степень предъявления требований, степень запретов, строгость санкций, устойчивость стиля воспитания (Э. Г. Эйдемиллер),
  • три спектра отношений: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А. С. Спиваковская),
  • четыре типа воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный (Г. Крайг),
  • традиционные родители, современные родители, парадоксальные родители(Дж.Паласиос),
  • детско‐родительские отношения типа «хозяин–слуга» до «терпимость–уважение» (Р.Л.Зельман),
  • типы взаимодействия родителя и ребенка(А.А.Шведовская).

При этом большинство исследователей выделяет основные аспекты детско‐родительских отношений, такие как:

  • характер эмоциональной связи и стиль взаимодействия с ребенком, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя, удовлетворение потребностей ребенка;
  • требования и запреты, способ контроля, санкции (поощрения и подкрепления), родительский мониторинг;
  • степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Важно отметить, что семейные воспитательские модели «без ограничений» (гипопротекция, эмоциональное отвержение) в значительной мере обуславливают низкий уровень жизнестойкости. Выбор родителями определенного стиля воспитания существенно опосредован их уровнем жизнестойкости. Родители с высоким уровнем жизнестойкости будут стремиться использовать более конструктивные стили общения со своими детьми. Например, отцы, активно участвующие в воспитании своих детей, имеют более высокий уровень жизнестойкости. Высокая жизнестойкость является факторомзащитыпротивфеноменародительского выгорания.

Синдром родительского выгорания включает в себя набор негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения матери и отца в их заботе о детях. Для матери или отца при сильной степени выгорания характерны малая резистентность к стрессовым нагрузкам, сниженная витальность, склонность к депрессии. Забота о детях представляется им как тяжкий груз. Эмоции по отношению к ребенку двойственны: радость и гнев. Такие родители чувствуют враждебность к своим детям и одновременно испытывают чувство вины и тревогу за детей. Они не могут объективно посмотреть на ситуацию, часто обвиняют в неудачах себя и, особенно, своих детей. Родительское выгорание приводит к появлению у ребенка признаков эмоционального неблагополучия.

Родители перестают ощущать себя частью социума и не в силах искать социальной поддержки, что может говорить о сниженном уровне жизнестойкости. Одновременно появляется желание снять с себя бремя родительских обязанностей за счет перекладывания их на плечи специалистов (педагогов, врачей, психологов). Пик родительского выгорания приходится на первые два года жизни ребенка и на возраст 11—12 лет. Также родительское выгорание зависит от возраста самих родителей.

Для молодых родителей главными трудностями являются неуверенность в родительской компетентности, отказ от личных интересов, потеря«свободы». Родители старше 35 лет вступают в кризисную фазу, поэтому родительское выгорание может начаться на фоне снижения самооценки и определения роли родительства среди других сфер жизни. Развитая жизнестойкость поможет более эффективно преодолеть кризисный период, переосмыслить и принять свою новую рольв жизни – роль родителя. Кроме родительского выгорания важное значение имеет степень исфункциональности семьи. Высоко-дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте. Сниженный уровень жизнестойкости обоих родителей в совокупности дает низкий уровень жизнестойкости семьи как группы.

Трудности, с которыми сталкиваются супруги в дисфункциональной семье, становятся непреодолимыми для них. Далее может возникнуть семейная тревога, которая проявляется у одного или обоих членов семьи, плохо осознается и локализуется. Она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся семьи. Ее компонентами являются чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Перечисленные характеристики схожи с показателями сниженного уровня жизнестойкости.

Высокий уровень жизнестойкости супругов способствует снижению нервно‐психического и физического напряжения, восстановлению жизнедеятельности семьи после травмирующего события. В противном случае, в семье возникает непосильное нервно‐психическое напряжение или соматическое расстройство, которое в первую очередь испытывает на себе ребенок. В исследовании семьи с нетипичным ребенком выявлено, что чем выше уровень жизнестойкости родителей, тем выше адаптационные возможности семейной системы. 

Жизнестойкие убеждения родителей позволяют семейной системе оставаться стабильной, преодолевать трудности и решать проблемы, возникающие в том числе в процессе воспитания нетипичного ребенка. Принятие риска становится важным ресурсом для такой семьи. Таким образом, мы видим, что жизнестойкость родителей становится важным фактором в становлении и формировании семейной системы и поддержании эмоционального благополучия ребенка. Кроме того, жизнестойкость способствует профилактике родительского выгорания. При столкновении с трудностями жизнестойкость, как интегральная личностная компетенция родителя, помогает эффективно преодолевать их, используя необходимые защитные стратегии и ресурсы и своевременно обращаясь за социальной поддержкой. 

Автор: 
Е.В. Иванова 

Источник:
Академический вестник СПб филиала Института управления образованием РАО

Все статьи
Товары по теме статьи
283 руб 413 руб

Игра напольная - Мистер Твистер

Арт.: MSNI7073
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх