fb Значение развития цветовосприятия для дошкольников

Развитие цветовосприятия

Для развития художественного восприятия цвета нами были проанализированы существующие в общем и художественном образовании методы и отобраны наиболее эффективные для решения данной проблемы относительно детей младшего школьного возраста.

Метод личного показа является общим для образовательного процесса, независимо от дисциплины. Но на уроках изобразительного искусства сущность метода заключается в демонстрации учителем различных техник и приемов выполнения задания. Этот метод позволяет ребенку проанализировать определенные способы создания изображения, что позволит ему применить их на собственной практике при создании собственного художественно-творческого продукта. В целях развития художественного восприятия цвета данный метод можно проецировать на понимание возможности реализовать с помощью цветового решения определенную идею в своей работе. Лучшим вариантом применения данного метода будет не просто демонстрация техник и приемов смешивания краски, способов ее нанесения, но и демонстрация выполнения собственного художественно-творческого продукта в качестве примера. В данном виде этот метод не всегда возможно реализовать в рамках урока в полном объеме, так как урок ограничен временем и в первую очередь, направлен на творческую работу детей, однако, вполне реализуем в упрощенном виде -изображение на небольшом формате, в виде наброска. Например, объясняя детям такую технику как монотипия, недостаточно просто нанести краску на стекло, отпечатать лист и продемонстрировать результат. Для ребенка наиболее ценным будет понимание того, каким образом данную технику он сможет применить в своем художественно-творческом продукте, для реализации своей идеи, поэтому лучше продемонстрировать технику в рамках темы урока. Если это пейзаж, то создать этюд в определенной цветовой гамме и объяснить выбор палитры, если это изображение эмоций, то выбрать одну, сделать небольшой набросок и также объяснить выбор цветовой гаммы.

Применение данного метода на уроке композиции во многом может прояснить неразрешенные вопросы, а также вдохновить детей на работу.

Игровой метод, описанный Б.М. Неменским в рамках художественного образования, может применяться с целью разбавления теоретического материала и развития интереса к изучаемой тематике. Сущность метода заключается в игровом подходе к изучению темы и предполагает облегченность усвоения предмета, если при этом задействованы различные анализаторы. Например, объясняя теоретический материал, можно предложить детям принять участие в эксперименте по смешиванию красок, что переключит и активизирует внимание детей. Игровой метод может быть использован при подаче большого объема информации. Требуется заранее подготовить материал - каркас «цветового круга Иттена» с пустыми секторами, где должны присутствовать систематизированные цвета и отдельно окрашенные сектора. Детям предлагается рассмотреть цветовой круг, разделиться на команды и постараться распределить цвета на холодные и теплые оттенки. Первая команда отвечает за холодные оттенки, вторая - за теплые, затем детям дается задание распределить выбранные ими цвета по градации оттенков. Далее детям необходимо объединить результаты каждой команды и соединить выбранные ими цвета в один цветовой круг и совместно проанализировать ошибки. Вторым этапом данного метода может стать соотнесение эмоции каждому цвету. Детям может быть предложено сопоставить выбранную в случайном порядке эмоцию (радость, волнение, печаль и др.) к наиболее подходящему на их взгляд цвету и обсудить, почему именно такой выбор каждый из них сделал.

Метод анализа художественного произведения, также описанный Б.М. Неменским, позволяет ученику увидеть эмоциональную составляющую произведений и пронаблюдать, каким образом теоретическая база знаний о цвете применяется авторами на практике и, кроме того, формирует насмотренность, что в итоге позволяет обратиться к проанализированным произведениям в решении той или иной творческой задачи. Данный метод может быть адаптирован к теме исследования следующим образом: в презентации заранее подготовлены размытые изображения картин известных художников, таким образом, что форма и содержание работы становится неясным, детям предлагается описать свои ощущения и впечатления, основываясь на цветовой гамме. Далее дается задание рассмотреть оригинал работы и провести анализ содержания и сюжета, описать, насколько совпадают первичные ощущения от цветового колорита с действительным изображением.

Метод выбора словесных аналогов описан в программе Б.М. Неменского и заключается в подборе словесных аналогов при обсуждении цветовых возможностей. Метод выбора словесных аналогов способствует развитию речи детей, обогащению словаря, умению соотносить характер цвета и звучание слова, а главное, способствует пониманию и осознанию (при подборе верных словесных аналогов) эмоционального значения того или иного цвета. Словесные обозначения цвета учащиеся узнают из русских сказок («сивка-бурка, вещий каурка», «трава-мурава» и т. д.), поэтических произведений н. А. Некрасова, И. А. Бунина, А. С. Пушкина. Так, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» изменение цвета моря («помутилось», «почернело») соответствует изменению настроения персонажей. В процессе работы над картиной дети получают возможность создавать более сложные оттенки синего цвета, обогащают свою цветовую палитру. Например, при чтении стихотворения «Листопад» И.А. Бунина учащиеся могут познакомиться с такими обозначениями цвета, как багряный, лазурный, лиловый, дать им характеристику, попытаться предположить, каким может быть цвет, название которого им незнакомо. Учителю важно как можно чаще употреблять в речи описательные синонимы к различным оттенкам одного цвета. Такой метод помогает в понимании чувств и эмоций, в способности к их выражению в своем художественно-творческом продукте, расширяет словарный запас детей, что в свою очередь, помогает разнообразить детям и цветовую гамму. Например, зная, что желтый цвет может быть как лимонным, так и канареечным, ребенку проще подобрать нужный оттенок в контексте его творческой работы. В качестве небольшого тренировочного задания детям может быть предложено составить цветовую подборку разных оттенков и назвать каждый из них, используя вкусовые, звуковые, физические, эмоциональные ассоциации.

Метод «Оживления картины» (Чумичева Р.М.) способствует закреплению представлений о характере цвета, связи цвета и движения. Данный метод используется преимущественно при ознакомлении с произведениями абстрактного искусства. Младшие школьники могут получить представления о совершенно ином подходе к выражению мыслей и чувств художника, первоначальные навыки «прочтения» абстрактной картины, закрепить представления о цвете как живом существе. «Оживление» картин выполняется несколькими группами детей, которые в течение нескольких минут готовят свое выступление по какой-либо композиции. Затем репродукция вывешивается на доску, после выступления группы проходит коллективное обсуждение, в процессе которого зрители высказывают свое мнение о том, удачно или неудачно их товарищи оживили картину. При «оживлении» картины может выйти несколько человек в разноцветных одеждах, встать в соответствии с расположением цветовых пятен на картине и начать движение в соответствии со своими представлениями о характере каждого цвета. Также, данный метод может быть использован на любом уроке, приобщен к любой теме урока, где учитель прибегает к демонстрации репродукций картин. Детям может быть предложено представить себя находящимся в картине и описать ощущения, которые он испытывает. Это позволит ребенку понять эмоциональную составляющую работы художника, в том числе и эмоциональную составляющую цветовой гаммы картины.

Данные методы позволят развивать понимание эмоционального значения цвета у ребенка, постижение соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства, а также способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте. В целом, эти методы способствуют развитию эмоционально-образной сферы ребенка, что является необходимым условием для художественного восприятия цвета и создания художественно-творческого продукта детьми, образ которого складывается на основе эмоционально-смыслового значения цвета.

Источник:
Педагогикам УДК:372.874
Кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка 4 курса направления «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Драчук Анастасия Андреевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Все статьи
Товары по теме статьи
347 руб

Мозаика - Рыба и черепаха

Арт.: sadol067301
745 руб 1 081 руб

Мозаика для малышей - Пиксельная

Арт.: sadol2010027
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
Хит
1 790 руб 2 400 руб

Набор фигурок диких животных - 12 шт.

Арт.: wt7264
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Поделки из природных материалов

Из ярких осенних листиков, желудей, каштанов шишек можно создавать превосходные картины, панно, букеты, венки и много другого. Лучшие и самые оригинальные идеи в статье.

Результаты наблюдения за детьми с COVID-19

С начала пандемии COVID-19 в России в поликлинике до 20 апреля 2020 г. методом ПЦР обследовано 1900 детей на наличие РНК нового коронавируса...

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх