fb Значение развития цветовосприятия для дошкольников

О важности развития цветовосприятия

Цвет  - одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Развитие цветовосприятия входит в число дидактических задач и занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками, однако, имеет большое значение не только для развития изобразительных навыков ребенка, но и оказывает влияние на общий уровень его развития.

О необходимости знакомства детей с цветом говорили такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель. Они же обучали детей в общеобразовательных учреждениях элементам их использования на первоначальных этапах работы.

В отечественной педагогике методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению на занятиях изобразительной деятельностью рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, B.C. Кузина, А.А. Унковского, Г.В. Черемных, А.П. Яшухина и других педагогов. Огромный вклад в изучении детского рисунка и рисования как явления внесла В.С. Мухина.

Традиционно понятие «цвет» в изобразительной деятельности дошкольников связывают с качественной характеристикой детского рисунка, называют средством выразительности. Действительно, с того возраста, когда дети начинают изображать предметы (3-4 года), как указывает известный педагог-исследователь В.С. Мухина, цвет начинает активно использоваться детьми для выражения отношения к изображаемому объекту, персонажу или событию, передает его эмоциональную окраску.

Также цвет может использоваться ребенком для непосредственного эмоционального удовольствия от закрашенной поверхности листа и самого процесса нанесения краски. Изучением воздействия цвета на организм и психику человека и практическим применением этих знаний занимаются ученые и специалисты в области психотерапии, эта сфера выходит за пределы профессиональной компетенции педагога. Выбор цвета обуславливается возрастными особенностями восприятия его детьми и активному переносу эмоций, наделению определенного цвета положительным либо отрицательным значением.

Эстетический же мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном детстве таким мотивом является красота. Свобода в использовании цвета, богатство колорита, сочетаемость его элементов в работе приходят с опытом, который в значительной мере приходит в процессе обучения. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, выражающейся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. Существующие в онтогенезе сензитивные периоды обеспечивают оптимальную отзывчивость на определенное воздействие, выражающееся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.). По классификации Марии Монтессори, 5 лет - возраст, на который приходится сензитивный период сенсорного развития, в том числе восприятия цвета. Одна из задач этого периода усвоение сенсорных эталонов, выработанных человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию и т.п. После этапа усвоения отдельных эталонов цвета ребенок переходит к усвоению связей, отношений между ними, представлений о признаках, по которым могут изменяться свойства предмета. В процессе практической деятельности дети усваивают цветовые тона спектра, наблюдают изменение насыщенности цвета, многообразие оттенков в окружающем мире. Для того, чтобы это усвоение было успешным, необходимо совершенствование всех структурных элементов мышления: сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Таким образом, развитие цветовосприятия тесно связано с развитием мышления.

Психофизиологические исследования доказывают, что мышление человека неразрывно связано с речью. Педагогами-практиками было замечено, что игры с использованием цвета являются одним из эффективных средств речевого развития детей за счет обогащения словаря дошкольников словами и словосочетаниями, обозначающими различные цвета и цветовые оттенки. Кроме того, благодаря особому эмоциональному отношению детей к цвету, такие игры дают возможность проектировать и моделировать в цвете движения, персонажи и ситуации, таким образом формируя отношения к окружающему миру и стимулируя познавательное развитие. Таким образом, изучение цвета дошкольниками выходит за рамки изобразительной деятельности и цветоведения.

Развитие цветовосприятия в методике преподавания изобразительного искусства выступает как средство улучшения качества выразительности детского рисунка, мощный мотив стимуляции у ребенка интереса к изобразительной деятельности; в педагогике - как эффективное средство развития мышления и речи дошкольника, одна из сфер воздействия сенсорного воспитания. В цветовой и арттерапии - инструмент воздействия на организм и психику ребенка. Изучение цвета на занятиях изобразительной деятельностью имеет большое значение для развития интеллекта и эмоциональной сферы ребенка. В настоящее время потенциал изучения цвета дошкольниками в дошкольных образовательных учреждениях не реализуется в полной мере. Образовательный стандарт дошкольного образования среди требований к уровню познавательного развития воспитанника определяет минимальный уровень знаний о цвете следующим образом: Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета . На практике это приводит к тому, что большинство детей из всего цветового многообразия знают 7 цветов спектра, черный, белый, коричневый, а из оттенков может назвать розовый (всего 10-11 цветов).

Обнаруживается несоответствие возможностей использования цвета для решения широкого круга задач обучения, развития эмоциональной сферы, интеллекта, эстетического воспитания ребенка и практической реализации этих возможностей в детских садах. Этот фактор в сочетании с постоянно растущими требованиями современного общества к уровню развития личности человека побуждает искать возможные решения в учреждениях дополнительного образования. Вопрос развития цветовосприятия дошкольников требует дальнейшего анализа, разработки современных методик изучения цвета.

Источник: Карасева А.В.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
211 руб

Игра - Цвет и счет

Арт.: wtQQ0450d
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
330 руб

Шнуровка - Радуга

Арт.: RNTD537
400 руб 565 руб

Геометрическая пирамидка mini

Арт.: sadol0013
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
573 руб 734 руб

Сортер рыбалка - Форма и цвет

Арт.: sadol0003
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
560 руб 720 руб

Конструктор Junior Set - 15 деталей

Арт.: SADOL1090007
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
534 руб

Логические блоки Дьенеша

Арт.: MS2790609
825 руб 1 245 руб

Сортер - Улей

Арт.: sadol0025
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
950 руб

Конструктор - 50 элементов

Арт.: MS2742403
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
910 руб 1 280 руб

Обучающая игра - Формы и цвета

Арт.: sadol1614
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 225 руб

Тактильный сортер - Мемо

Арт.: WTQQ0634
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 225 руб

Балансир - весы

Арт.: MSMD5197
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх