Тест на рисование монстров как методика относится к проективным арт-терапевтическим тестам, используемым для интерпретации психоэмоциональных состояний, тревог и переживаний человека. Основы проективного тестирования восходят к работам Карла Юнга. Он считал, что символические образы, возникающие в творчестве, — это проявления архетипов и коллективного бессознательного. По его мнению, процесс самовыражения через искусство позволяет вступить в диалог со своим внутренним «я», создавая путь для исцеления и личностного роста. Он использовал проективные методы как способ доступа к подсознательным конфликтам и потенциалу, что сегодня нашло продолжение в арт-терапии и тестах, подобных рисунку монстров. Юнг полагал, что каждое изображение несет в себе скрытый смысл и может раскрыть как личные, так и универсальные символы.
В 20-м веке рисунок стал одной из ключевых форм проективного тестирования в детской психологии, а изображение монстров, фантастических существ и иных символических персонажей оказалось ценным инструментом для анализа психических процессов. Исследование, проведенное в 2014 году среди детей с посттравматическим стрессовым расстройством, показало, что дети, которые проходили арт-терапию с использованием рисунков монстров, показали значительное снижение уровня тревожности и повышение уверенности в себе по сравнению с детьми, не участвовавшими в подобных занятиях.
Процесс проведения теста обычно включает несколько ключевых этапов, направленных на получение объективных данных и создание комфортной атмосферы.
1. Выбор темы и обсуждение с ребенком
Специалист аккуратно предлагает ребенку нарисовать нечто необычное — монстра, фантастическое существо или чудовище, что позволяет обойти возможные барьеры и защитные реакции. Важно использовать нейтральные слова, чтобы ребенок чувствовал себя свободным в интерпретации задачи.
2. Анализ рисунка
Различные элементы изображения могут передавать определенные эмоциональные сигналы, поскольку они отражают то, как человек воспринимает мир и свои чувства.
2.1. Острые углы и агрессивные формы
Острые формы, например, углы или заостренные черты, часто ассоциируются с ощущениями агрессии или внутреннего напряжения. Если у монстра, которого рисует ребенок, есть острые зубы, когти или заостренные рога, это может указывать на переживания страха, скрытые раздражение или повышенный уровень тревоги (когда ребёнок воспринимает окружающий мир как небезопасный).
2.2. Симметрия и упорядоченность
Симметричные формы, с другой стороны, могут указывать на стремление к контролю и стабильности. Дети, которые чувствуют потребность в порядке или постоянстве, часто изображают симметричные или аккуратно оформленные формы. Это помогает им справляться с внутренними переживаниями и снижать уровень стресса. Симметричные монстры могут говорить о стремлении к гармонии и необходимости в безопасности.
2.3. Прямые линии и жесткость
Прямые линии в рисунке могут символизировать стремление к четкости, самоконтролю или даже жесткости. Если у изображения преобладают прямые и твердые линии, это может свидетельствовать о том, что ребенок находится в напряженном состоянии и стремится не проявлять свои эмоции открыто, стараясь их контролировать или подавлять.
2.4. Размытые очертания и неопределенность
Если линии размыты или трудноразличимы, это может указывать на неуверенность, тревогу или даже внутреннюю нестабильность. Размытые очертания часто встречаются в рисунках детей, которые испытывают замешательство или чувствуют себя неуверенно. Такие линии могут отражать неясные эмоции, когда ребенку трудно определить, что именно он ощущает, и он словно бы «размывает» эти чувства.
2.5. Расположение на листе
Центрированное изображение может указывать на уверенность, а смещение в угол или верхний край — на внутренние страхи или неуверенность.
2.6. Цветовая палитра
Цветовая палитра в детских рисунках может быть ценным индикатором эмоционального состояния и настроения, поскольку дети часто выражают свои чувства через цвет. Каждый цвет в рисунке потенциально несет информацию о восприятии ребенком окружающего мира и его внутренних переживаниях.
Использование ярких оттенков, таких как красный, оранжевый и желтый, может указывать на высокую активность и возбуждение. Эти цвета часто ассоциируются с энергией и позитивными эмоциями, хотя их избыток также может указывать на состояние перевозбуждения или, в некоторых случаях, на всплеск агрессивных чувств.
Важно! Красный цвет ассоциируется с сильными, энергичными и часто агрессивными эмоциями. Он может символизировать гнев, враждебность или напряжение, особенно если ребенок рисует красными детали, такие как глаза или когти монстра. Однако красный также может означать страсть, силу и решимость. Контекст рисунка и распределение красного цвета важны для интерпретации: если красный используется умеренно, это может отражать позитивное состояние возбуждения.
Чрезмерное использование темных цветов, таких как черный, темно-синий или коричневый, может сигнализировать о тревоге, подавленном состоянии или наличии внутренних конфликтов. Ребенок, который часто использует темные оттенки в рисунках, может переживать сложные эмоции, такие как страх, тревога или гнев.
Голубой и зеленый часто воспринимаются как «спокойные» цвета, которые могут указывать на состояние расслабления, гармонии и уравновешенности. Ребенок, использующий много голубого, может ощущать спокойствие и безопасность; зеленый, особенно мягких оттенков, может говорить о стремлении к внутреннему комфорту и балансу. Если рисунок выполнен в прохладных цветах, это может отражать спокойное и уверенное эмоциональное состояние.
Желтый, как правило, символизирует радость, оптимизм и энергию. Этот цвет часто привлекает детей с позитивным настроем. Оранжевый также ассоциируется с энергией и активностью. Эти цвета могут сигнализировать о настрое на игру, счастье и радостном волнении. Однако в некоторых случаях их чрезмерное использование может указывать на нервозность и тревожное возбуждение.
Фиолетовый в рисунках может указывать на творческий или фантазийный настрой. Часто дети, которые склонны к самовыражению или переживают эмоциональные изменения, используют этот цвет. Он может также означать глубинные чувства и восприимчивость к окружающему миру.
(!) Психологи подчеркивают, что индивидуальный опыт и предпочтения ребенка важны при интерпретации цветов. Например, если ребенок любит красный и часто его использует, это не отражает его личный опыт и ассоциации, а не агрессивность. Расшифровка цветовой палитры, основанная на уникальных эмоциональных переживаниях, позволяет терапевту лучше понять внутреннее состояние ребенка и помогает выявить те аспекты, которые можно обсудить с ним в процессе арт-терапии.
2.7. Детали и символика
Отсутствие или, наоборот, обилие мелких деталей на рисунке может говорить об уровне тревожности, состоянии самоконтроля и восприятии окружающего мира.
Если у монстра на рисунке есть такие яркие элементы, как острые зубы, когти или шипы, это часто трактуется как признак внутреннего напряжения и потребности защититься. Например, зубастые монстры могут свидетельствовать о скрытых страхах или чувстве уязвимости. Ребенок может таким образом выражать своё стремление к самозащите или переживания, связанные с возможными угрозами в его окружении.
Наличие глаз у монстра или их отсутствие также интересно. Монстры с закрытыми или отсутствующими глазами иногда говорят о нежелании или страхе сталкиваться с реальностью, а также о чувстве неуверенности в понимании окружающего мира. Ребенок может чувствовать себя уязвимым и предпочитать оставаться в своём «внутреннем мире», избегая конфронтации с тем, что происходит вокруг.
Монстры с множеством глаз могут говорить о том, что ребёнок чувствует себя слишком «видимым» или ощущает давление со стороны других, как если бы за ним постоянно наблюдали. Это может указывать на стресс, связанный с вниманием окружающих или, возможно, с необходимостью постоянно соответствовать ожиданиям.
Если рисунок демонстрирует множество дополнительных элементов, например, большое количество конечностей, крыльев или хвостов, это может быть признаком выражения внутреннего беспокойства и желания быть более гибким и адаптивным. Большое количество дополнительных деталей и мелких элементов может также говорить о высоком уровне тревожности и стремлении к контролю над ситуацией.
Дети, которые добавляют к рисунку много мелких деталей и продумывают каждую часть монстра, часто демонстрируют либо тщательное стремление к порядку, либо внутреннее напряжение, которое проявляется в стремлении к контролю даже в таких творческих аспектах.
3. Обсуждение с ребенком
После завершения рисунка важно обсудить с ребенком изображение. Непредвзятые вопросы помогут узнать, что именно ребенок хотел передать и какие чувства испытывал, рисуя конкретные элементы.
Психологу или терапевту рекомендуется быть внимательным и гибким в интерпретации, поскольку рисунки часто несут субъективный характер и могут раскрыть что-то значимое только в контексте всей истории ребёнка. Вот несколько подходящих рекомендаций:
3.1. Никаких поспешных выводов
Каждый рисунок уникален, и интерпретация должна основываться на множестве факторов, включая индивидуальный опыт ребёнка, а не на стандартных шаблонах.
3.2. Вопросы, стимулирующие рефлексию
Психолог может задать наводящие вопросы, такие как: "Что это за существо?", "Как оно себя чувствует?" или "Что с ним происходит?". Это помогает лучше понять, что ребенок испытывает и как воспринимает своё создание.
3.3. Создание безопасного пространства
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и знал, что никто не будет его осуждать. Чем свободнее и увереннее он себя чувствует, тем более глубоким и откровенным может быть сам процесс рисования.
3.4. Психологическое объяснение и значимость символов
Проективные методики опираются на идею, что человек бессознательно проецирует свои внутренние переживания на то, что он рисует. Внешние проявления (например, монстры) могут быть отображением скрытых страхов, тревог или особенностей личности. Юнг и его последователи отмечали, что такие образы помогают погружаться в области, недоступные для прямого осознания, и становятся символами внутренних конфликтов и страхов.
4. Исследования метода
Проективные тесты с рисованием фантастических существ или монстров действительно могут отражать психоэмоциональное состояние детей, и разные исследования дают интересные примеры таких интерпретаций.
4.1. Темные цвета и сильные контрасты
Исследования показывают, что дети, склонные к депрессии или тревожности, часто выбирают темные или резкие контрастные цвета в изображениях монстров. Эти цвета могут символизировать подавленные эмоции или напряжение. Дети, использующие много черного, серого и темно-синего, могут испытывать страх или недоверие к окружающим, чувствовать тревожность, особенно в стрессовых ситуациях, таких как семейные конфликты.
4.2. Огромные размеры монстра
Рисование монстра, который занимает почти весь лист, иногда указывает на ощущение подавленности или бессилия перед окружающим миром. Дети, у которых есть сложные взаимоотношения с родителями или сверстниками, могут интуитивно изображать свои страхи через больших и устрашающих существ, как бы подчеркивая значимость внешних угроз и ощущение бессилия перед ними.
4.3. Маленькие монстры и отсутствие деталей
Дети, находящиеся в состоянии повышенного стресса или у которых наблюдается низкая самооценка, могут рисовать монстров маленькими и без особых деталей. Это может быть связано с неуверенностью и чувством незначительности. Если ребенок изображает монстра простыми, едва заметными линиями, это может говорить о внутреннем конфликте и желании "скрыться" от проблем или внимания.
4.4. Непропорционально большие или маленькие части тела
Если у монстра очень большие руки или зубы, это может символизировать гнев, агрессию или даже подавленный страх перед кем-то конкретным. Большие руки иногда ассоциируются с чувством ответственности или необходимостью "удержать контроль". Дети, которые испытывают страх перед физической угрозой, могут изображать монстров с непропорционально большими зубами, как бы подчеркивая чувство уязвимости.
4.5. Яркие и насыщенные цвета
Дети из поддерживающих и безопасных семей часто используют яркие и теплые цвета, такие как оранжевый, желтый, зелёный и красный. Такие монстры часто изображаются нестрашными и даже дружелюбными, что может отражать внутреннюю гармонию и уверенность в окружающем мире. Например, ребенок, который чувствует поддержку от родителей, часто изображает своего монстра улыбающимся или с мягкими, округлыми формами.
4.6. Эмоциональное выражение лица
Дети, которые испытывают грусть или одиночество, могут рисовать монстров с печальным, отрешённым или даже нейтральным выражением лица. Отсутствие рта или закрытые глаза также часто ассоциируются с подавленными эмоциями. В то время как дети, уверенные в себе и эмоционально устойчивые, могут рисовать своих монстров с радостными или дружелюбными выражениями лица.
4.7. Дополнительные объекты или символы
Дети, испытывающие потребность в защите, иногда рисуют монстров с "защитными" предметами, такими как щиты или доспехи. Этот прием может означать, что ребенок видит мир как потенциально опасный и старается укрепить свою оборону.
5. Терапевтические задачи и значения
Тест на рисование монстров не только позволяет диагностировать, но и активно помогает терапевту работать с травмами и страхами ребенка. Например, если ребенок рисует пугающего монстра, специалист может предложить ему придумать, как побороть это существо или как сделать его дружелюбным. Такой подход способствует постепенному преодолению страхов и развитию уверенности.
Хотя методика является ценным дополнением к классическим терапевтическим практикам, важно помнить, что она должна использоваться как часть комплексной работы и с учетом других источников информации. В арт-терапии основное внимание уделяется не только результату (в этом случае — изображению монстра), но и самому процессу творчества, который способствует расслаблению, выработке самоконтроля и пониманию собственных эмоций.
6. Примеры интерпретации рисунков
Яркие цвета — использование ярких оттенков, таких как оранжевый, зеленый, розовый и голубой, может свидетельствовать о сильной эмоциональной активности или интересе к окружающему миру. Яркие цвета часто указывают на энергичность, общительность или стремление к самовыражению. Ребенок действительно очень общительный.
Цветовая символика — если обратить внимание на использование цветов, то оранжевый может указывать на энергию и активность, зеленый — на стремление к гармонии и природе, а розовый и голубой — на мягкость и спокойствие. Эта палитра намекает на возможные смешанные эмоции: желание активности и независимости сочетается с потребностью в поддержке и безопасности. При этом ребенок по особенному чувствует цвета и выделят собственные гармоничные сочетания, потому связь с цвета с эмоциями тут сложно однозначно интпретировать.
Сложность и внимание к деталям — рисунок включает множество деталей, таких как узоры, линии и сердечки. Это может свидетельствовать о том, что ребенок склонен к фантазированию и проявляет интерес к деталям. Большое количество элементов и запутанность линий могут указывать на внутреннюю сложность и многогранность его эмоций. Ребенок склонен к избыточным эмоциям, с которыми иногда не может справится самостоятельно или объяснить их.
Сложные формы и пересекающиеся линии — переплетение линий и форм вокруг существа может указывать на чувство запутанности или даже лёгкой тревожности. Это может быть проявлением того, что ребенок переживает период, когда ему сложно упорядочить свои эмоции или понять свои чувства.
Образ монстра — на рисунке видно существо с большими глазами и выразительными конечностями, перемещающее дома и газоны. Это символ внутреннего мира ребенка, он мечтает стать архитектором и создавать города. Сердечки вокруг существа говорят о том, что оно воспринимается как дружелюбное, а не угрожающее. Еще они могут свидетельствовать о его потребности в поддержке и теплоте.
Акцент на глазах — большие глаза часто указывают на стремление быть замеченным или на сильное внимание к окружению. Возможно, ребенок чувствует потребность наблюдать за миром и контролировать происходящее, что может быть связано с его любознательностью или осторожностью.
В целом, рисунок может отражать внутренний мир ребенка, полный интереса, энергии и потребности в тепле и принятии. Это говорит о достаточно гармоничном состоянии, хотя и с некоторой внутренней сложностью и стремлением к самопознанию.
Расшифруем другой рисунок.
Агрессивные черты и острые элементы — у существа выраженные зубы, когти и острые выступы. Эти элементы часто ассоциируются с тревожностью, гневом или чувством угрозы. Возможно, ребенок испытывает страх или напряжение, которые он выразил через создание "защитного" образа с угрожающими чертами.
Цветовая палитра — рисунок выполнен в основном в красных и черных оттенках, что может указывать на сильные эмоции, такие как агрессия, тревога или возбуждение. Красный цвет часто символизирует интенсивность и может свидетельствовать о внутренних переживаниях, связанных с гневом или энергией.
Множественные глаза — необычные черты, такие как множество глаз, могут означать потребность в наблюдательности или чувствительность. Это также может быть признаком повышенной тревожности, связанной с ощущением, что за ним наблюдают, или стремлением видеть и понимать больше, чтобы защитить себя.
Выраженные зубы и рот — рот с острыми зубами, широко открытый и агрессивный, может символизировать желание "защищаться" или способность "кусаться". Это может говорить о том, что ребенок переживает ситуации, где ему необходимо защищаться, или он чувствует необходимость проявить свои силы.
Ассиметрия и хаотичность — хотя рисунок имеет четкие формы, присутствует некая асимметрия и хаотичность в деталях, что может свидетельствовать о внутреннем беспокойстве или чувстве хаоса. Это может быть реакцией на перемены или трудности в его окружении.
Эмоциональное состояние — рисунок в целом выглядит как выражение определенной напряженности или внутренней борьбы. В образе монстра проявляется что-то большее, чем просто страх; возможно, это символ недовольства, гнева или попытка справиться с агрессивными эмоциями.
В общем, этот рисунок может указывать на эмоциональную напряженность, желание защититься или справиться с сильными эмоциями. Он может помочь родителям и педагогам понять, что ребенок переживает непростой период, и, возможно, нуждается в поддержке или внимании для того, чтобы справиться с внутренними конфликтами.
Еще один интересный вариант
Существо в тележке — Может олицетворять чувство ограничения или уязвимости.
Тележка из магазина с двигателем, возможно, символизирует необходимость передвигаться или стремление вперёд, но ограниченность в ресурсах. Ребёнок, возможно, ощущает, что не может управлять своей жизнью так, как ему хочется, и это отражается в образе, нуждающемся в поддержке (двигателе), чтобы двигаться.
Клешни — Клешни могут символизировать защиту или агрессивность, показывая стремление «сражаться» с препятствиями. Учитывая, что существо борется с паутинами, клешни могут представлять попытку ребёнка защититься от ситуаций, которые его пугают или сдерживают.
Паутины — это символ запутанности, ловушек или того, что останавливает движение вперёд. Возможно, паутины представляют собой преграды или страхи, которые ребёнок ощущает на пути к своим целям.
Цветовая палитра и фон — Яркие и контрастные цвета создают напряжённую атмосферу. Это может быть отражением его эмоциональных переживаний, переполненных интенсивными ощущениями, которые трудно контролировать.
Мелкие детали и переплетённые линии — В рисунке много тонких линий и мелких элементов, которые делают его сложным и запутанным, что может символизировать либо богатство его фантазии, либо сложности в восприятии мира.
Этот рисунок показывает, как ребёнок пытается представить себя в роли «защитника» или «воина», который преодолевает сложности и ловушки на своём пути. Это может быть полезным инструментом для работы с эмоциями — возможно, ему будет легче визуализировать свои страхи и эмоциональные барьеры через такие образы, чтобы затем находить способы справляться с ними.
Все статьи