Амбициозность — это стремление человека достичь значимых целей. Оно проявляется как желание выделиться и добиться признания, часто через упорный труд и преодоление препятствий. Но понятие это вызывает разные эмоции и трактовки в зависимости от контекста.
Обратимся к словарю Даля:
АМБИЦИЯ ж. франц. чувство чести, благородства; самолюбие, спесь, чванство; требование внешних знаков уважения,почета. Он при амбиции, шуточно, при шпаге. Амбициозный, себялюбивый, тщеславный, жадный до почестей, похвал, поощрений наградами и отличиями.
Синонимы к слову амбициозный: честолюбивый, властолюбивый, самолюбивый, высокомерный, чванный, надменный, напыщенный, тщеславный, кичливый, себялюбивый, спесивый, чванливый, гонористый, притязательный.
Получается, что амбициозность связана с нашим стремлением быть замеченными и выделяться. В отличие от простого желания «хорошо жить», амбиции включают «социальный контекст» — сравнение себя с другими.
Например, вы можете быть довольны своей работой, пока не увидите коллегу, который получил повышение. В этот момент ваши амбиции могут "проснуться", мотивируя вас на достижение большего.
А если не с кем соревноваться? Если вы оказались единственным человеком на острове? Кто будет вас хвалить или оценивать ваши достижения? В этом случае амбиции теряют смысл, ведь их основная движущая сила — социальное признание.
Амбиции можно разделить на несколько видов в зависимости от их направленности: карьера, успех в профессиональной сфере, самосовершенствование и личностный рост, признание и уважение в обществе, творческое самовыражение, власть, желанием контролировать или влиять на окружающих, материальные - накопление богатства и благосостояния, духовные - стремление к глубокому внутреннему развитию и поиску смысла жизни.
КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
На Востоке амбициозность рассматривается как порок или зло, которое, привязывая к мирским занятиям, отдаляет нас от духовной жизни и ее плодов - добродетели, мудрости и спокойствия. Например, в буддизме стремление к достижениям может рассматриваться как привязанность, которая порождает страдания.
На Западе сегодня честолюбие превозносится как необходимое условие успеха, хотя исторически западные каноны противоречили этому.
Например, в "Государстве" Платон говорит, что, поскольку хорошие люди лишены честолюбия, они избегают политики, оставляя нас на попечение плохих людей и их мелочных амбиций. И даже если бы этих хороших людей пригласить править, они откажутся, предпочитая вместо этого прятаться в своих библиотеках и садах. Чтобы изменить это, Платон даже придумал и описал наказания.
У Аристотеля был более тонкий взгляд на амбиции. В "Этике" он определяет добродетель, как склонность стремиться к промежуточному состоянию между избытком и недостатком, которое является формой успеха и достойно похвалы. Например, те, кто очертя голову бросается навстречу любой опасности, опрометчивы. Те, кто бежит от любой опасности, трусы. Но смелость определяется средним или промежуточным уровнем.
В наше время на Западе амбиции считаются достоинством. Преуспеть в карьере или создать что-то великое — это цель, к которой нужно стремиться.
Американская культура тоже восхваляет "истории успеха", где человек благодаря своим амбициям добивается всего с нуля.
О КРАЙНОСТЯХ
Стоит разделять здоровую амбициозность - стремление к достижению целей, которое не разрушает личность или отношения с окружающими; и нездоровую - навязчивое желание успеха (любой ценой, часто в ущерб себе и близким), напоминающее жадность. Здоровая - конструктивна и способствует развитию, нездоровая - разрушительна и тормозит прогресс.
Люди с высокими амбициями чувствительны к неудачам и испытывают почти постоянную неудовлетворенность или фрустрацию. Как у Сизифа, их задача никогда не выполняется. Как и у Тантала, их награда всегда недосягаема, а над головой висит камень - страх неудач. Точно так же, как мания может привести к депрессии, нездоровая амбициозность может привести к страданиям и отчаянию.
Конечно же, не каждая цель стоит жертв. И здесь важен баланс и взвешенный подход, оценка рисков и правильная расстановка приоритетов, благодарность и признательность за все, что уже есть. Все это делает амбициозность более здоровой и конструктивной, влияет на жизненный тонус, способствует развитию, привносит смысл и цели.
В целом амбиции гораздо менее вредны, чем жизнь без них. Человек без целей часто замыкается в рутине, избегает ответственности. Отсутствие стремлений и целей приводит к стагнации, утрате смысла жизни и пассивности. Это может стать причиной упадка, как личностного, так и социального. Например, сотрудник, не заинтересованный в профессиональном росте, со временем теряет мотивацию даже для выполнения базовых обязанностей.
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕСТОЛЮБИЯ
Амбиции - это сложная конструкция, основанная на множестве факторов:
- пример родителей и их ожидания;
- соперничество между братьями и сестрами;
- страх неудачи и отвержения;
- чувство неполноценности или превосходства;
- интеллект;
- прошлые достижения;
- конкурентоспособность;
- зависть, гнев, месть;
- инстинктивное стремление к жизни и сексу.
С чисто психоаналитической точки зрения амбициозность можно рассматривать как защиту эго. Как и все другие средства защиты эго, она служит для усиления и поддержания определенного представления о себе.
Если у человека недостаточно возможностей и желания проявить себя, с большей вероятностью он защитится рациональным объяснением: «жизнь несправедлива» , скажет, что он «в меньшей степени лидер и в большей - командный игрок».
Если эго намного больше, чем просто смелость, человек может проявлять себя пренебрежительно или даже деструктивно. Последнее также является средством привлечения внимания или саморазрушения, чтобы найти оправдание своим неудачам.
Защита, которая заслуживает изучения в контексте амбиций - это сублимация, которая является одной из самых зрелых и успешных механизмом психики.
Сублимация — это способ, которым человек превращает свои нежелательные или негативные чувства в что-то полезное или безопасное. Это помогает избежать разрушительных поступков.
Например, если человек зол на своего босса, он может пойти домой и пнуть собаку. А может вместо этого вывести ее на совместную пробежку.
Первый случай (удар ногой по собаке) - это пример вытеснения, перенаправления неприятных ощущений на кого-то или что-то менее важное. Это незрелая защита.
Второй случай (совместная пробежка) - пример сублимации, которая трансформирует непродуктивные или деструктивные силы в социально одобряемую и конструктивную деятельность. Конечно, это более зрелая защитная реакция.
Другим примером сублимации может быть человек с садистскими наклонностями или даже со склонностью к убийствам. Если он подобно Уоргрейву (из романа Агаты Кристи "И тогда их не было", 1939) становится судьей, который выносит смертный приговор убийцам, то переводит свои амбиции в полезное для общества русло. В постскриптуме рыболовецкий траулер выкапывает бутылку недалеко от побережья Девона. В бутылке содержится исповедь покойного Уоргрейва, в которой он рассказывает о садистском характере, проявлявшемся всю жизнь, в сочетании с неистовым чувством справедливости. Хотя он страстно желал пытать, наводить ужас и убивать, он не мог заставить себя причинить вред невинным людям. Поэтому он стал судьей, выносящим приговоры, и трепетал при виде осужденных (и виновных) людей, дрожащих от страха.
В СССР и позднее в России существовала практика направлять людей, особенно молодежь с девиациями (например, с агрессивным поведением или проблемами с законом), в армию или военные училища. Военное воспитание рассматривалось как способ дисциплинировать молодежь и направить её энергию на служение Родине. Служба в армии воспринималась как достойное занятие. Подобные принципы в наше время используются в Южной Корее, Китае и США.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В жизни редко что-то бывает однозначно хорошим или плохим.
Амбиции конструктивны, если их направлять осознанно. Люди с сильными, но здоровыми стремлениями способны не просто следовать своим желаниям, а подчинять их высшим идеалам и добиваться целей, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим. Важно осознавать свои истинные ценности и учиться использовать стремления так, чтобы они способствовали не только успеху, но и внутреннему равновесию. Это не просто желание достигать. Это способность выбирать пути, которые не разрушают личность или окружающий мир.
Высшее понимание приходит через смирение: чтобы чувствовать себя живым или добиться значимого, вовсе не обязательно стремиться к большему любой ценой. Амбиции нужно анализировать и направлять, но этому нельзя научиться по готовым шаблонам — каждый проходит этот путь сам.
Амбиции бывают особенно полезны, когда включают включают бескорыстные цели и мотивы. В этом смысле они подобны морковке, которая манит осла, тянущего телегу. Приведу несколько примеров.
Юрий Гагарин - первый человек, полетевший в космос, стал символом научного прогресса и вдохновения для миллионов людей. Его амбиции не только прославили страну, но и продвинули человечество в изучении космоса. Гагарин был предан делу и считал, что его работа — вклад в общее благо.
Анна Ахматова - великая поэтесса, чье творчество отражало страдания и надежды целого поколения. Её амбиции были связаны с искусством и сохранением культурных ценностей даже в тяжелые времена репрессий. Ахматова считала своей миссией писать правду, несмотря на личные трудности.
Андрей Сахаров - физик-ядерщик и правозащитник. Сначала участвовал в разработке водородной бомбы, но позже использовал свою известность для борьбы за мир, права человека и реформы в СССР. Его амбиции были направлены на создание справедливого общества.
Лев Толстой - великий писатель и мыслитель, который посвятил значительную часть своей жизни взращиванию морали и помощи людям. Толстой основал школы для крестьянских детей и активно продвигал идеи ненасилия и справедливости.
Константин Циолковский - основоположник теоретической космонавтики. Его работы о космических полетах опередили своё время, и он всю жизнь посвятил науке, несмотря на материальные трудности. Циолковский мечтал о развитии человечества и расширении границ его знаний.
Александр Суворов - великий полководец. Его амбиции были направлены на защиту Родины и развитие военного искусства. Он заботился о солдатах, учил их воевать с минимальными потерями и считал себя слугой народа.
Павел Третьяков - купец и меценат, основатель Третьяковской галереи. Его амбиции заключались в создании доступного всем музея русского искусства. Третьяков собирал картины, чтобы сохранить национальное наследие и передать его будущим поколениям.
Антон Чехов - писатель и врач, который использовал свой талант для обогащения русской литературы и помощи людям. Чехов лечил бедных бесплатно, а его творчество освещало важные проблемы общества.
Стоит отметить, что в среднем амбициозные люди достигают более высокого уровня образования и дохода, строят более престижную карьеру и, несмотря на негативные последствия своих амбиций, сообщают о более высоком уровне общей удовлетворенности жизнью. Из-за невезения и недальновидности большинство амбициозных людей рано или поздно не достигают своих целей, но это все равно позволяет им намного опережать своих более «приземленных» сверстников.
Все статьи