Все мы слышали про Зигмунда Фрейда, но мало что знаем о его дочери Анне, хотя именно она создала концепцию психоаналитического подхода для диагностики и лечения психоэмоциональных проблем у детей.
Анна Фрейд изучала роль эго у детей, проводила исследования, занималась лечением детских расстройств, готовила специалистов по детскому психоанализу в Лондоне.
Эго - это часть разума, которая развивается, чтобы взаимодействовать с внешним миром. Оно действует как посредник между инстинктивными побуждениями (ип) и усвоенными социальными нормами и ценностями (суперэго), стремясь удовлетворить желания реалистичными и приемлемыми способами. Эго учитывает ограничения внешнего мира, соответствующим образом адаптирует поведение. Оно использует защитные механизмы (возникающие из-за конфликта между ип и суперэго), такие как:
1. Регрессия
Возврат к более раннему инфантильному поведению в качестве ответа на стресс.
# У ребёнка может начаться ночное недержание мочи в период стресса или перемен.
2. Отрицание
Отказ признавать реальность ситуации или существование определенных мыслей или чувств.
# Ребёнок может отрицать, что испытывает страх или расстроен, столкнувшись со сложной или пугающей ситуацией.
3. Проекция
Приписывание собственных мыслей, чувств или импульсов другим.
# Ребёнок, который испытывает гнев, может полагать, что другие сердятся на него.
4. Вытеснение
Перенаправление эмоциональных импульсов или реакций с первоначального источника на замещающую цель.
# Ребёнок, который сердится на родителя, может выразить этот гнев на брата, сестру или игрушки.
5. Фантазия
Бегство от реальности путем погружения в воображаемый мир или создания сложных фантазий.
# Ребёнок может завести воображаемого друга или предаваться мечтаниям наяву, чтобы справиться со стрессом.
6. Формирование реакции
Выражение чувств или импульсов, противоположных его истинным эмоциям.
# Ребёнок, испытывающий враждебность по отношению к новому брату или сестре, может проявлять преувеличенную любовь и привязанность.
7. Интеллектуализация
Решение конфликтов путем сосредоточения внимания на интеллектуальных аспектах и избегания эмоциональной вовлеченности.
# Ребёнок, столкнувшийся со смертью домашнего животного, может сосредоточиться на биологических аспектах смерти, а не на эмоциональном воздействии.
8. Компенсация
Восполнение предполагаемых слабостей или недостатков путем подчеркивания сильных сторон в других областях.
# Ребенок, у которого проблемы с учебой, может преуспеть в спорте или других внеклассных занятиях.
9. Изоляция аффекта
Отделение мыслей от чувств. Переживание эмоций, но отрицание их связи с ситуацией или причиной.
# Ребенок может обсуждать травмирующее событие, не проявляя эмоциональных реакций.
10. Отмена
Попытка обратить вспять или свести на нет нежелательную мысль или действие с помощью символических жестов.
# Ребенок, который чувствует себя виноватым в каком-либо проступке, может участвовать в ритуалах, чтобы "исправить" ситуацию.
Со временем, по мере взросления эго ребенка, эти механизмы могут эволюционировать, становясь более изощренными и адаптивными.
Например, агрессивное поведение может быть способом справиться с разочарованием, страхом, чувством бессилия и тревогой. Оно может возникать из-за фрустраций, когда основные потребности ребенка не удовлетворяются. Либо ребёнок может имитировать агрессивное поведение, наблюдаемое в его окружении (дома, в детском коллективе или в средствах массовой информации).
Десоциализация часто связана с трудностями в формировании привязанностей. Ребенок таким образом может бороться с чувствами изоляции или отвержения. Либо он может испытывать трудности в социальных взаимодействиях из-за нарушений сенсорной чувствительности и обработки информации. Также ребёнок может испытывать страх и тревогу из-за поведения каких-то лиц в коллективе, повышенного внимания взрослых, их ожиданий и оценочных суждений.
Энурез (недержание мочи) - чаще это проявление тревоги и страха, реже попытка привлечь внимание, контролировать взрослых. В раннем возрасте изменение распорядка дня, изменение ритуала, переезд могут также способствовать развитию энуреза. Либо общественная уборная вводит чувствительного ребёнка в стресс и отрицание. Он сдерживается до последнего, и в неподходящий момент происходит чп.
Перфекционизм можно рассматривать как защитный механизм, связанный с чувством собственной неполноценности или страхом неодобрения. Это может быть связано с внутренним давлением или завышенными ожиданиями родителей и педагогов. Либо ребёнок зеркалит (повторяет) поведение авторитетного взрослого или ребёнка.
Плаксивость чаще всего связана с реакцией на неразрешенную травму или потерю. Либо "море слёз" может служить способом привлечь внимание, когда ребёнок чувствует, что им пренебрегают. Ещё таким образом он может манипулировать тревожными и внимательными взрослыми, быстро добиваясь нужного результата. Либо ребёнок чувствует себя подавленным из-за низкой успеваемости и завышенных ожиданий взрослых.
Бунтарское поведение в подростковом возрасте может быть выражением борьбы за идентичность, автономию и развитием эго. Либо это влияние плохой компании, желание соответствовать сверстникам. Или разочарование в себе и желание стать лучшим из худших (синдром отличника).
Пассивность, отсутствие мотивации часто связаны с низкой самооценкой или чувством собственной неполноценности. У ребёнка может развиться чувство выученной беспомощности, если прошлые усилия неизменно приводили к отрицательным результатам. Либо он может быть перегружен развивающими занятиями и ожиданиями родителей.
Манерность и неуместный артистизм - это способ выражения сильных подавляемых эмоций, которые ребёнку трудно сформулировать вербально. Иногда это механизм совладания со стрессом или эмоциональным дискомфортом. В некоторых случаях такое поведение может быть выражением уникальных творческих способностей ребёнка. Часто это отзеркаливание любимого персонажа или авторитетной личности.
Расторможенность может быть вызвана трудностями с регулированием эмоций и контролем импульсов, либо с пережитым стрессом. Но иногда ребёнок может использовать это состояние как способ привлечь внимание или избежать наказание за проделку.
Медлительность может быть результатом склонности к перфекционизму, когда ребенок чрезмерно сосредоточен на том, чтобы избежать ошибок и сделать всё идеально. Ещё медлительность может быть связана с трудностями в обработке и выражении эмоций и мыслей, с проблемами в исполнительных функциях.
Гиперактивность - способ высвободить избыток энергии, связанный с неразрешенными эмоциями и конфликтами. Либо это поведение направлено на поиск ощущений, обеспечивающих стимуляцию для удовлетворения сенсорных потребностей (когда отсутствуют другие физические возможности). Гиперактивным поведением ребёнок может попытаться привлечь внимание к себе, добиться желаемого, отвлечься от проблем, избавиться от стресса и тревоги.
Невнимательность может быть симптомом стресса, из-за которого ребёнку сложно сосредоточиться на задачах. Либо это результат перегрузки, когда задачи или обработка информации превышают когнитивные способности ребёнка. Отсутствие достаточного количества сна или нерегулярный режим сна могут способствовать трудностям в поддержании внимания.
Т.е. в основе одной определённой проблемы может быть масса причин, необходимо индивидуально разбираться, чтобы найти решение. Анна Фрейд предлагала находить и решать причины деструктивного поведения детей в формате сюжетно-ролевой игры и арт-терапии.
Например, пациент - эмоционально лабильный ребенок 7 лет, который стабильно срывает уроки, нарушает правила дисциплины в школе. Он всё время капризничает, не может найти друзей, проявляет признаки эмоционального расстройства.
Возможные источники беспокойства ребёнка:
1. Нерешенные семейные проблемы
Ребёнок может испытывать трудности или конфликты в семейном окружении, которые проявляются в виде деструктивного поведения в школе.
2. Социальные проблемы
Избыточное стремление ребёнка завести друзей может быть источником тревоги и неуверенности в себе.
3. Академическое давление
У ребёнка могут быть трудности в учёбе, что приводит к разочарованию и эмоциональным срывам.
Интерпретация и вмешательство:
1. Наблюдение за игровой терапией
Терапевт наблюдает за ребёнком, участвующим в игровой деятельности или творчестве, в поисках паттернов и тем, которые могут указывать на источники беспокойства.
2. Экспрессивная игра
Терапевт поощряет ребёнка использовать игру и творчество для выражения эмоций. Например, ребенка можно попросить сочинить историю или нарисовать картинку, отражающую его чувства.
3. Интерпретация
Посредством наблюдения за действиями ребёнка терапевт может выявить срытый конфликт, чувство одиночества или фрустрацию.
4. Предоставление повествования
История или метафора могут быть использованы терапевтом для обозначения проблем, с которыми сталкивается ребёнок.
5. Формирование навыков
В зависимости о выявленной проблемы, терапевт может познакомить ребёнка с навыками эмоционального регулирования, стратегиями разрешения конфликтов (социальных и академических).
6. Сотрудничество с родителями
Терапевт может вовлекать родителей в терапевтический процесс, исследуя ролевую модель взаимодействия и озвучивая рекомендации о том, как поддерживать ребенка дома.
Анна Фрейд
Товары по теме статьи