Правильная, красивая речь имеет огромное значение для каждого человека, в частности для ребенка. Это и залог гармоничного общения с окружающими, и нормальное психическое развитие. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Малыш постепенно учится правильно и четко произносить звуки речи, сливать их в слоги, слова, связывать слова между собой, грамотно строить предложения. Это очень длительный и довольно сложный процесс. В дошкольном возрасте речевая активность детей усиливается, и на этом этапе просто необходимо помочь им овладеть нормами родного языка. Откуда ждать помощи? Прежде всего, со стороны семьи. Если родители часто общаются с малышом, много играют с ним, читают в достаточном объеме книги, заучивают с ним стихи, то, как правило, речь ребенка развивается правильно и своевременно. Однако не у всех детей развитие речи протекает одинаково. Различные дефекты звукопроизношения, недостаточный уровень сформированности лексико-грамматического строя, связной речи вскоре скажется на учебе. Школа уже с первого класса предъявляет к ребенку высокие требования, и ребенок должен им отвечать. Именно от семьи зависит уровень подготовленности ребенка к успешному обучению в школе.
Итак, родители — лучшие учителя своего ребенка. Но, учитывая ритм сегодняшней жизни, многие взрослые загружены работой и к концу дня приходят домой весьма усталыми. А их ждут еще и домашние хлопоты: приготовить, накормить, перемыть, прибрать. Откуда брать силы и, главное, время, чтобы пообщаться с малышом? Да и разве будет чадо сидеть и ждать, когда мама переделает все свои дела? Когда она сможет посидеть с ним, почитать любимые книги, поговорить о прошедшем дне, помечтать? Нет. Вот и стоит малыш сзади и постоянно дергает за юбку или, того хуже, сидит часами перед телевизором и в компьютерных играх.
Где же и когда играть с ребенком? На кухне! «Это не место для игр» -скажут многие. Позволю себе с вами не согласиться. Это почти идеальное место. Можно и нужно общаться с вашим ребенком здесь и сейчас, во время хлопот на кухне. Что же из этого получится?
- Во-первых, ребенок (да и мама тоже) поймет, что любая работа может быть интересной, увлекательной и полезной. Даже такая «скучная», как варить суп или жарить котлеты.
- Во-вторых, они оба научатся терпению.
- В-третьих, ребенок поймет суть самых обычных вещей, да и процесс учения будет практикоориентированным. И вообще, у вас абсолютно точно появятся общие интересы, пусть «местного значения», но ведь и это очень ценно. И разве этого мало?
Так в какие же игры можно играть на кухне? В самые различные. Разобьём их на несколько групп.
Вот игры на развитие мелкой моторики рук:
- «Мамин помощник». Предложите ребенку перебрать какую-нибудь крупу для ужина — рис, гречу, пшено, горох. И вам помощь, и у ребенка пальчики работают.
- «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки, зубочистки, спички без серы. Он с радостью будет выкладывать геометрические фигуры, узоры.
- «Голодные крокодилы». Предложите ребенку прищепками-«крокодилами» собрать все палочки или спички, т.е «накормить» своего «крокодила» вкусной «рыбкой».
- «Ёжики». Это тоже игра с прищепками. И игра многоцелевая. Можно использовать картинку с изображением ёжика, а можно заменить его одноразовой бумажной тарелочкой. Ответил ребенок правильно на вопрос или выполнил задание — прицепил иголочку-прищепку. И так, пока на спинке «ёжика» не появится лес иголочек. Если использовать прищепки синего, зеленого, красного цвета, то можно закреплять навык звукового анализа слов.
- «Лепим вместе». Печете пироги? Сын или дочь помогут, слепят свои «пирожки» в виде различных животных. А потом с удовольствием их будут есть. Можно лепить из соленого крутого теста. Такие фигуры долго хранятся и легко раскрашиваются гуашью. Можно изготовить, таким образом, например, атрибуты для игры «Магазин» — помидоры, огурцы, бананы или тортики.
- «Разложи приборы». Маленький помощник с удовольствием поможет вам накрыть на стол или убрать на места уже помытые ложки, вилки.
- это игры для обогащения словаря. Играть можно без устали!
- «Найди словечко». Предложите ребенку «вытащить» слово из плиты, борща, кухонного шкафчика и др. Потренируете еще память и внимание.
- «Подарочки». Подумай, вспомни и подари маме «сладкие» слова. Кто больше назовет? «Кислые» слова, «соленые», «колючие», «быстрые»...
- Интересны игры и для развития грамматического строя речи.
- «Маленький Знайка». Почему соковыжималку назвали соковыжималкой? А кофеварку? А как назвать машину, которая моет посуду? Убирает пыль? Сам варит? Сам летает, наконец.
- «Поваренок». Давай «варить» варенье. Из яблок — яблочное, из вишен — .., из слив — .., из дыни — .. . А сок? Из груш — .., из апельсинов — .. . И, наоборот, малиновое варенье сварили из .. .
А это игры для обогащения словаря:
- «Угадай-ка». Мама может описывать любой предмет. Например, лимон. Он овальный, вытянутый, желтый, кислый. Пусть ребенок угадает, о чем идет речь. А потом и он сам сможет загадывать любой предмет, описывать его, а мама отгадает.
- «Гномики-великаны». Возьмите «волшебную палочку» (карандаш, соломинку для коктейлей или спагетти). И маленький фокусник будет с интересом «превращать» слова в маленькие для гномов и в огромные для великанов: диван-диванчик-диванище, ложка-ложечка-ложища.
- «Умелый язычок». А какой неисчерпаемый материал предлагает народное творчество - потешки, прибаутки, скороговорки, пословицы. Кто четче и быстрее произнесет скороговорку? Чему учит пословица? А если еще произнесете несколько раз скороговорку шепотом или беззвучно, как в сломанном телевизоре, то потренируете тонкие движения мышц языка и губ.
Играя на кухне, можно развивать и фонематический слух:
- «Звуковичок». Посмотри, что варится в кастрюле. Борщ? «Достань» слова со звуком [р]. Кар-р-ртошка, мор-р-рковь, петр-р-рушка. Посмотри вокруг и найди слова со звуком [л]. Стол-л-л. Стул-л-л. Хол-л-лодильник. Сал-л-лфетка? Здесь главное не путать твердые звуки с их мягкими парами.
- «Путаница». Запутались словечки, поможем им снова стать красивыми и всем понятными: стакерть-скатерть, мосавар-самовар, сворокодка-сковородка...
- «Поэты». Придумай слова, похожие по звучанию на слово «мышка». Шишка, мишка, мартышка, книжка, кочерыжка. Замени первый звук в моем слове на заданный. Например, на звук [м]. Бак — мак, чарка — .., ласка — .., пышка — .., пушка — ... Или на звук [т]. Банк — танк, пачка — .., румба — .., куча — .., пруд - ..
Игры для развития связной речи:
- «Сказочник». Давай вместе сочиним сказку про ... губку для посуды. Или про варежку-прихватку. Или свёклу. Помогайте ребенку вопросами, контролируйте сюжет. Малыш удивит вас своими выдумками.
- «Маленький критик». Можно читать вместе стихи и обсудить, какие языковые средства использует автор при описании, например, природы.
- Вот и на кухне все дела сделаны, и ребенок отлично провел время с мамой и пользой для себя. Можно идти другими делами заниматься. Вы рукодельничаете? А малыш может делать панно из пуговиц. Их удобно крепить на тонком слое пластилина, и вашего вмешательства не потребуется. А из старой пряжи, ниток, пуха, ваты, бисера можно сделать отличный портрет вашего кота и собаки. И даже медведя или дяди Пети. Из липучки на куске ковролина вообще можно целый город «построить»: дома, дорожки, заборы, транспорт. И украсить все узорами из самоклеющейся пленки. Такую пленку можно использовать и для аппликаций.
Есть и еще немного «свободного» времени, которое можно провести весело и с пользой — дорога домой из детского сада:
- Поиграйте в «Шерлока Холмса». Прошли около одного дома — что заметили? Мама увидела рыжую кошку, вывеску над магазином, которая светилась красным светом. А что заметил ребенок? Идем дальше, все замечаем, делимся наблюдениями.
- «Учим вместе». В детском саду дети каждую неделю проходят какую-нибудь лексическую тему. Закрепите знания своего малыша. Изучали транспорт — рассмотрите проезжающие мимо автомобили: легковые, грузовые, пассажирские, специальные. Говорили о зиме — обратите внимание на признаки зимы, какие изменения произошли в природе, жизни птиц, людей.
- «Покупатели». Зашли в магазин за продуктами. Предложите ребенку выбрать три продукта на ужин со звуком [с]. Не сомневаюсь, что вашему малышу эта игра понравится.
Однако, играя с ребенком, необходимо соблюдать и некоторые правила.
Прежде всего, не пытайтесь ускорить естественное речевое развитие ребенка, не перегружайте его. Все игры должны быть дозированными и соответствовать его возрасту. Ни в коем случае не подделывайтесь под детскую речь, не сюсюкайте и не злоупотребляйте словами с уменьшительно-ласкательным значением. Следите за своей речью. Говорите с малышом почти как с равным. Не торопитесь, отвечайте на его вопросы, объясняйте непонятные слова. Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогам: психологу, логопеду, воспитателю. Такое сотрудничество пойдет во благо ребенку.
Цените каждую минутку проведенного с ребенком времени, ведь это время, проведенное в волшебной стране «Детство». Играйте, учитесь, развивайтесь, наслаждайтесь общением, радуйте друг друга успехами!
Автор:
Данильчик Татьяна Владимировна - учитель-логопед, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 компенсирующего вида, РФ, г. Ржев