В то время как генетика способствует проявлению врожденных черт, факторы окружающей среды (в том числе методы воспитания) играют ключевую роль в формировании личности ребенка.
Психологи Диана Баумринд, Элеонор Эммонс Маккоби и Мартин Селигман провели исследование более 1000 детей дошкольного возраста. Используя наблюдения и анкетирование (детей, родителей и педагогов), они выявили четыре стиля воспитания: авторитарный, авторитетный, снисходительный и отстраненный. Эти стили включают дисциплинарные стратегии, теплоту и заботу, стили общения, ожидания зрелости и контроля. Исследование продолжалось с 1960 до 2019 год и позволило прийти к выводам, описанным ниже.
1. Авторитарный стиль воспитания
Авторитарные родители не объясняют причин, стоящих за правилами, поясняя это фразой "потому что я так сказал". У них высокие требования к детям, они не спешат помогать или направлять, не очень отзывчивы. Такие родители ожидают, что их дети будут вести себя исключительно хорошо и не совершат ошибок. При этом практически не дают указаний относительно того, что детям следует делать или чего следует избегать. За ошибки наказывают довольно сурово. Дети таких родителей остаются в недоумении, не понимают, что именно они сделали не так.
Авторитарные родители ориентированы на послушание и статус, требуют беспрекословного подчинения. Их часто описывают как властных диктаторов за подход "пожалеете ремня - избалуете ребенка".
Этот стиль воспитания развивает послушность, старательность, дисциплину, мастерство. Детишки стараются хорошо учиться, быть умелыми и удобными. Но имеют более низкий уровень счастья, социальной компетентности и самоуважения. Они склонны лгать (чтобы избежать наказания) и заниматься буллингом (травлей).
2. Авторитетный стиль воспитания
Авторитетные родители тоже устанавливают правила и ориентиры для детей, но при этом они отзывчивы, готовы выслушать вопросы и ответить на них. Они тоже многого ожидают от своих детей, но обеспечивают теплоту, обратную связь и адекватную поддержку. Когда те не оправдывают ожиданий, родители заботятся и прощают, или наказывают ограничениями или трудотерапией. Их дисциплинарные методы являются напористыми и поддерживающими, а не навязчивыми, ограничительными или карательными. Это положительно сказывается на поведении детей.
Сочетание ожиданий и поддержки помогает детям авторитетных родителей развивать независимость, самоконтроль и саморегуляцию. Этот стиль воспитывает счастливых, способных и успешных детей.
3. Снисходительный стиль воспитания
Вседозволяющие и всепринимающие родители предъявляют очень мало требований и правил, потому что у них низкие ожидания относительно зрелости и самоконтроля детей. Они стараются быть другом своему ребенку, позволяют принимать собственные решения. Этих родителей отличает теплота, внимательность, отзывчивость.
Такое воспитание часто приводит к низкому уровню счастья у детей, сниженной саморегуляции. Оно взращивает самодостаточность, независимость, отрицание авторитетов, что приводит к проблемам в обучении и труде. Дети, воспитанные такими родителями, часто подвергаются травле.
4. Отстраненный стиль воспитания
Это воспитание характеризуется небольшим количеством требований, низкой отзывчивостью и отсутствием общения. Хотя родители удовлетворяют основные потребности ребенка (еда, одежда, дом, карманные деньги), они отстранены от его жизни, практически ничего не предлагают в плане правил и поддержки. Они могут казаться безразличными, невосприимчивыми, могут отвергать потребности своих детей (или пренебрегать ими), могут подвергать своих чад физическому или эмоциональному насилию.
Дети, воспитанные таким способом, испытывают трудности в школе, чаще впадают в депрессию, имеют проблемы в социальных отношениях, тревожны, допускают (считает нормой) насилие и агрессию в свой адрес. Им не хватает самоконтроля, у них низкая самооценка, они менее компетентны, чем их сверстники.
Смешение стилей воспитания
Стили воспитания членов семьи могут не совпадать. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец предпочитает более снисходительный подход. Часто это приводит к внутреннему и внешнему конфликту, расторможённости, манипулятивному поведению.
Как стать авторитетом для своего ребенка?
1. Слушайте
Искренне интересуйтесь тем, что хочет сказать ваш ребенок. Позвольте ему поделиться с вами своими мнениями, идеями и тревогами.
2. Устанавливайте правила
Создайте четкий набор правил семьи, доведите до сведения ребенка свои ожидания. Объясните, почему и зачем эти правила существуют.
3. Учитывайте мнение ребенка
Прислушивайтесь к чувствам своего ребенка, учитывайте их при принятии решений.
4. Будьте последовательны
Применяйте правила, но обязательно обеспечивайте справедливые, соразмерные воспитательные ограничения и приёмы.