Стремление побеждать – нормальное явление для человека. Но если взрослые способны спокойно относиться к поражению, не терять самообладание и не впадать в уныние, то многие дети тяжело переносят проигрыш. Одни из них плачут, злятся или даже лезут на победителя с кулаками, обвиняя его в своих неудачах, другие – молча переживают обиду, коря себя за неспособность победить. Важно научить малыша достойно выходить из подобных ситуаций, спокойно относиться к трудностям и не переживать из-за проигрыша.
Обида и злость — абсолютно нормальные чувства. Всё что нужно — помочь ребёнку справиться с ними.
Дети учатся управлять своими эмоциями глядя на родителей. И если мама или папа жутко переживает за все свои ошибки, вряд ли стоит ждать, что ребёнок спокойно будет реагировать на неудачу. Но можно (и важно) объяснить ему, что проигрывать совсем не страшно. Проигрыш — это естественная часть нашей жизни, но умение принимать проигрыш не всегда в ребенке заложено так же естественно.
Те дети, которые профессионально занимаются спортом, с раннего детства хорошо знают, что это такое. Научиться поигрывать вежливо, корректно — это искусство, которое можно совершенствовать. И вы можете научить своего ребенка этому, чем раньше, тем будет лучше для него. Умение выигрывать и проигрывать достойно — это важный социальный навык, который пригодится ребенку в любой сфере его жизни.
Предоставляйте ребенку возможности проигрывать
Играя с ребенком, например, в настольные игры, показывайте ему пример достойного спортивного поведения. Поздравляйте его и пожимайте руку, когда он выигрывает, не слишком хвастайтесь, когда выигрываете вы.
Ребенок неосознанно копирует поведение своих родителей и близких людей. Поэтому лучшей профилактикой расстройств из-за проигрыша является правильный пример, который подают взрослые детям во время игры. Важно показать ребенку, что поражение – это нормально, что не получится всегда и во всем быть первым. Не стоит показывать равнодушие к собственным неудачам в игре. Проигрывая, родитель должен говорить малышу: «эх, ну потом мне повезет, ты молодец!», а побеждая: «ты старался, ничего, в следующий раз у тебя получится!».
Каждый хочет быть победителем
Большинство родителей желают, чтобы их дети выигрывали и были успешными. И это совершенно нормально. Ненормально то, что победа, таким образом, часто становится единственным, что имеет значение, что ценно, и что неудача, так или иначе, — это слабость. Но неудача — это очень важный опыт, это урок.
Не стоит постоянно поддаваться ребенку, иначе он не научится достойно выходить из такой неблагоприятной ситуации, как поражение в игре. Необходимо постоянно показывать ему, что и побеждать, и проигрывать – нормально, что важно правильно себя вести и сохранять спокойствие.
Повышайте самооценку ребенка
Малыши с низкой самооценкой чаще расстраиваются из-за проигрышей. Потерпев поражение, они начинают считать себя неудачливыми, неспособными. Им кажется, что проигрыш показывает отсутствие у них таланта, способностей. Сравнивая себя с другими детьми, наблюдая, как они справляются с чем-либо лучше, они начинают считать себя плохими, глупыми. Проигрывая, скромные, спокойные дети с низкой самооценкой начинают замыкаться в себе.
Со стороны кажется, что лучше такое поведение, чем истерики и гнев из-за проигрыша, но на самом деле это не совсем так. Когда ребенок злится, он выставляет свои эмоции напоказ, а значит их проще заметить и вовремя скорректировать его отношение к неудаче. Если малыш молча расстраивается, не выказывает своего недовольства, то повышается вероятность того, что родитель не заметит или не воспримет серьезно его переживания.
Не сравнивайте малыша с другими детьми, постоянно говорите о том, что у него все получится, если он приложит усилия. Объясните, что, например, отсутствие достижений в спорте может сочетаться с талантом к математике, и наоборот. Делайте акцент на том, что нельзя преуспеть во всем: каждому человеку что-то дается легче, а что-то сложнее. Расскажите малышу, что у него тоже есть тот вид деятельности, который дается ему лучше, чем другим.
Что делать, когда ребенок проигрывает
Когда ваш ребенок испытал неудачу или проигрыш, не пытайтесь сразу оказаться рядом с ним и поддержать его, «поймать» все его эмоции и справиться с ними за ребенка, дети гораздо больше прислушиваются и готовы к конструктивной обратной связи, если ее предоставляет кто-то со стороны, кто-то другой, нежели родитель.
Всегда убеждайте ребенка, что его любят независимо от результатов игры или соревнований и т.п. Многие дети напрямую связывают свои достижения с чувствами и отношением к ним родителей, полагая, что достижения определяют любовь, ее силу. Поэтому ваш ребенок должен знать, что его любят независимо от того, что он делает, что ваша любовь к нему является безусловной.
При проигрыше ваш ребенок может злиться, плакать, кричать, словом, выражать свои чувства, и это чрезвычайно важно. Некоторые родители говорят своим детям, что не надо плакать, что плачут только маленькие или слабые и что проигравшие должны сдерживаться молча. Но если ребенок будет не в состоянии эмоционально освободиться, эмоционально отразить свое состояние, это будет его зажимать и будут копиться напряжение, тревога.
Если ребенок регулярно испытывает неудачи
Через некоторое время после поражения или проигрыша поговорите с ребенком о том, что произошло, посмотрите, думает ли он, что мог сделать все по-другому, сожалеет ли он о чем-то (например, о том, что он вообще участвовал, играл). Быть в игре, участвовать в соревновании важнее, чем то, выиграл ребенок или нет, поощряйте ребенка думать и обсуждать, какие уроки он извлек из этого опыта.
Будьте открыты для ребенка, чтобы всегда иметь возможность поговорить с ним о борьбе и конкуренции. Рассказывайте ребенку о том, как вы эти ситуации проходили в детстве, как вы были расстроены, что вы чувствовали, если проигрывали, но как при этом вы не потеряли желание играть, соревноваться, что вам все равно нравилось играть так или иначе.
Если ребенок продолжает быть неуспешным, возможно, это признаки того, что он еще не готов к какой-то деятельности или ему скучно, у него может быть недостаточно личных мотивов, стимулов, игра или деятельность может не приносить ему удовлетворения, также возможно, что подготовка и обучение являются недостаточными, неэффективными.
Поощряйте ребенка за действия, активность, стремление научиться и повысить свои шансы на победу, для этого необязательно что-то покупать, дарить. Важно говорить, какие именно вещи у ребенка получаются, что именно он делает хорошо. И сколько бы раз ребенок ни проигрывал, он должен знать, что всегда есть надежда. Детям это особенно необходимо помнить.
Главное – не победа, а участие
Всем нам с детства знаком этот девиз. Он отражает здоровое отношение к игре, к спорту, к любым соревнованиям. Стремление победить – абсолютно нормальное явление, но важно всегда вести себя достойно, сохранять самообладание, соблюдать установленные правила и уважать своего соперника. Именно такое поведение является признаком здорового соперничества.
Важно показать ребенку, что поражение не отражает его, как неспособного человека. Проигрыш должен всегда быть мотивацией постараться в следующий раз лучше, приложить больше усилий для победы. Со временем малыш поймет, что игра – это, в первую очередь, интересный и занимательный процесс, а не способ самоутвердиться, что можно повеселиться и замечательно провести время, даже не став победителем.