На заре цивилизации, в Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, шумеры построили свои первые города. Здесь, среди жарких равнин и бескрайних просторов, родилась одна из самых загадочных культур древности, которая подарила миру письмо, закон и изысканное искусство. Шумерская цивилизация — одна из первых известных человечеству, оставила нам письменные свидетельства, раскрывающие её мировоззрение, веру и быт. Существуя примерно с 4500 года до н. э., шумеры создали культурное наследие, впечатляющее богатством ритуалов и символов. Одним из таких символов были камни, почитаемые как божественные дары.
Шумеры, будто первооткрыватели всех времён, заложили основу того, что стало сердцем цивилизации. Они создали лунный календарь, основываясь на наблюдениях за фазами Луны. В этом календаре месяцы начинались с новолуний и длились до следующего новолуния. Лунный календарь был важен для планирования сельскохозяйственных работ, так как помогал шумерам определять время посева и сбора урожая. Они знали, что уровень воды в реках, изменяется в зависимости от времени года. Эти изменения были критически важны для земледелия: наводнения приносили удобрения и орошали поля.
Шумеры связывали движение Луны с ритмом своей жизни, используя лунный календарь для организации религиозных обрядов и праздников. Этот календарь стал первым точным способом отсчета времени, позволяя шумерам сочетать свои действия с природными циклами.
Еще шумеры первыми изобрели колесо — сначала для гончарного ремесла, а потом и для передвижения, открыв путь дорогам и торговым маршрутам.
Шумеры известны своими ремеслами: керамика, текстиль, металлургия и ювелирное дело достигли у них высокого уровня мастерства. Гончары производили сосуды для хранения продуктов, которые широко использовались в торговле. Металлурги изготавливали инструменты из меди и бронзы, а мастера-ювелиры создавали украшения из золота, серебра и камней. Торговля была важной частью их экономики: благодаря развитым путям сообщения шумеры могли обмениваться товарами с соседними регионами.
Шумеры первыми разработали сложные ирригационные системы, чтобы управлять водами рек. Они строили каналы и плотины, что позволяло орошать поля и обеспечивать богатый урожай в условиях знойной Месопотамии. Эти системы стали основой для первых постоянных поселений и городов-государств, таких как Урук и Ур, где сельское хозяйство стало двигателем развития общества.
Каждый город был отдельным государством и отличался сложной архитектурой и социальным устройством. Урук, один из самых известных городов, был не только центром торговли, но и важным культурным и религиозным узлом. Его стены были построены из обожжённого кирпича, а улицы переплетались в сложной сети. Там располагались рынки, храмы и жилые дома.
В Ур находились зиккураты - ступенчатые пирамидальные сооружения для богослужений и хранения зерна. Они были не только местом поклонения, но и символом силы и величия бога-покровителя города. Город был известен роскошными гробницами, которые свидетельствовали о развитой культуре похоронных обрядов.
Каждый город шумеров имел свою структуру власти, свои законы и традиции. Городская жизнь была организована вокруг храмов и зиккуратов, которые (кроме всего прочего) осуществляли экономическую деятельность. Они управляли большими земельными угодьями, собирая урожай и обеспечивая население продовольствием. Храмы и зиккураты занимались торговлей, продавая излишки и закупая необходимые товары. Внутри находились мастерские, где изготавливались изделия из керамики, металла и текстиля. Храмы и зиккурат также предоставляли поддержку бедным и нуждающимся, что способствовало социальной стабильности. Кроме того, они собирали налоги, что укрепляло их экономическую власть и влияние в обществе.
В зиккуратах археологи обнаружили кодексы законов, упорядочивающие право и обязанности каждого члена общества. Эти правовые нормы обеспечивали порядок и справедливость, а также защищали имущественные и личные права людей.
Многие знания о культуре шумеров стали доступны благодаря расшифровке клинописи — их удивительной системы письменности. Символы клинописи выдавливались заострённой тростниковой палочкой на влажной глине, создавая характерные клиновидные знаки. Клинопись позволяла фиксировать торговые и хозяйственные операции, регистрировать договора, сделки и запасы. Вначале шумеры использовали пиктограммы, однако с усложнением записей перешли к клиновидным знакам.
Клинописью шумеры записывали мифы, предания, а также административные распоряжения. Одним из шедевров шумерской литературы стала «Эпопея о Гильгамеше» — эпическое произведение, повествующее о царе Гильгамеше, который искал бессмертие и мудрость. Этот текст доносит шумерское мировоззрение, взгляды на жизнь и смерть, концепцию героизма.
Мировоззрение шумеров
Мировоззрение шумеров прочно держалось на осознании жизни как циклической борьбы — с природой, временем и самой смертью. Для шумеров всё вокруг было связано с силами природы и потусторонними силами. Каждый аспект их жизни, от восхода солнца до роста урожая, казался неслучайным, управляемым богами и духами, живущими в камнях, деревьях и водах. В этом мире шумер ощущал себя не столько хозяином, сколько частью великого порядка, где каждый человек, каждый город и бог был связан невидимыми узами долга и ответственности.
Шумеры верили, что жизнь дана лишь однажды и после смерти души отправляются в царство Эрешкигаль — мир теней и тьмы, откуда нет возврата. Но это царство не было наградой или наказанием, как в более поздних религиях. Смерть представлялась неизбежной тенью, частью общего ритма. Смысл жизни виделся в том, чтобы оставлять следы — строить города, сражаться за них, творить искусство и преумножать блага своего народа. Лишь героизм, смелость, и стремление к достижению воли богов позволяли шумеру обрести славу и память, способные пережить его тело.
Героизм для шумеров означал не просто личную доблесть, но и верность богам и семье, стойкость перед лицом смертельной опасности и сил природы. Шумеры сражались не ради себя, а ради порядка, угодного богам. Так, в эпосе о Гильгамеше, центральной фигуре шумерской мифологии, мы видим, как герой бросает вызов природе и смерти, совершает подвиги, желая достичь бессмертной славы, а не избежать своей судьбы. Героизм для шумеров был способом стать частью вечного, высшим выражением жизни и воли божеств.
Таким образом, шумеры видели мир как сцену вечной борьбы и единства, где каждый человек — носитель и слуга божественного порядка, а каждый герой — тот, кто стремится оставить след ради мира, который переживет его самого.
Боги и духи
Шумеры поклонялись пантеону богов, каждый из которых имел своё место и функции в космосе, природе и повседневной жизни.
Ан (Ану) — главный бог, олицетворяющий небеса и небесный порядок. Ан считался «отцом богов» и источником власти для всех других божеств. Его редко изображали в физическом облике, но его культ был одним из старейших в шумерской религии.
Энлиль — бог воздуха, земли и бури, важнейший в шумерском пантеоне после Ана. Его считали правителем земли и предводителем богов на ней. Энлиль был грозным божеством, способным как даровать благополучие, так и вызывать разрушительные штормы.
Энки (Э) — бог пресных вод, мудрости и магии, известный своими знаниями и близостью к людям. Энки ассоциировался с реками и каналами, игравшими важнейшую роль в сельском хозяйстве. Он изображался как бог-покровитель созидания, который помогал людям освоить ремесла и науку.
Нинмах была богиней земли и плодородия, связанной с сотворением человечества и поддержанием жизни. Её имя можно перевести как "Великая Госпожа", и в этом статусе она участвовала в важнейших обрядах и праздниках, посвящённых силам природы и жизненному циклу. В мифах она упоминается как соратница Энки в актах создания первых людей, когда они лепили людей из глины и камней, чтобы те стали помощниками для богов. Нинмах покровительствовала женщинам и матерям, поддерживала семьи и оберегала здоровье новорождённых. Её часто изображали с глиняными сосудами, что подчеркивало роль дарующей жизнь защитницы земли.
Инанна (Иштар) — богиня любви, плодородия и войны, а также защитница Урука. Её культ включал ритуалы, связанные с весной и плодородием. Инанна была противоречивым и сильным божеством, одновременно ассоциируемым с нежностью любви и жестокостью войны.
Нанна (Син) — бог луны и календаря, который контролировал ночное небо. Нанна играл важную роль в сельском хозяйстве, так как лунные фазы определяли время посевов и сбора урожая. В его честь строили храмы, где почитали луну как символ времени и цикличности жизни.
Уту (Шамаш) — бог солнца и справедливости, дарующий свет и порядок. Его считали защитником правды, он наблюдал за миром с небес, видя поступки людей и богов. Уту воплощал идею божественного правосудия и карал злодеев.
Нинхурсаг — богиня земли и плодородия, считалась матерью всего живого. Её почитали как покровительницу сельского хозяйства и плодородия, она заботилась о здоровье и росте растений. Нинхурсаг часто изображалась с символами природы, такими как деревья или колосья.
Шумеры верили, что от этих богов зависели урожай, благополучие общества и личные судьбы. Кроме того, шумеры почитали множество менее известных божеств и духов, олицетворяющих явления природы (ветер, дождь, реки и поля). Эти божества имели свои храмы и к ним обращались с молитвами и жертвоприношениями.
Ритуалы во имя богов
Ритуалы в шумерской культуре были разнообразными и включали обряды, посвященные богам. Один из ключевых обрядов — это ежедневные подношения в храмах. Там жрецы приносили в жертву пищу, воду, вино и благовония. Шумеры считали, что боги нуждаются в заботе и почитании, и потому жрецы кормили, поили и очищали статуи божеств, словно это были живые существа.
Жертвоприношения были также значимой частью ритуалов. Овец, коз, а иногда и крупный рогатый скот приносили в жертву на алтаре, чтобы защитить общину от бедствий (вроде засухи, болезней или войн).
Обряд священного брака (или хиерогамия) был одним из самых значимых в религиозной жизни шумеров. Он символизировал брак верховного бога и богини, союз между небом и землей, обеспечивающий урожай, изобилие и плодородие. В этом обряде верховный жрец или правитель исполнял роль бога Энлиля, а верховная жрица олицетворяла богиню Инанну, связанную с любовью и плодородием.
Ритуал проходил в храме или зиккурате, и, как предполагают исследователи, включал особые молитвы, песни и символическое совокупление, призванное укрепить магическую связь между богами и людьми. Ритуал завершался общим праздником для всего города, где подавались щедрые подношения, а люди воздавали хвалу богам, чтобы те благословили грядущие посевы и защитили общину.
Гадания и прорицания также играли важную роль. Шумерские жрецы часто гадали по внутренностям животных, по полету птиц и другим природным знакам, стремясь предугадать волю богов и определить благоприятное время для важных мероприятий (строительство храмов или начало военных походов).
Каждое ритуальное действие имело четкие правила и сопровождалось молитвами на шумерском языке. Ритуалы и праздники проходили как на общественных площадях, так и в зиккуратах, и шумеры верили, что соблюдение этих ритуалов обеспечит порядок и благополучие в их мире.
Камни в культуре шумеров
В шумерской мифологии существует множество мифов о сотворении мира, и один из самых известных связан с божествами Энки и Нинмах. Этот миф рассказывает о том, как в начале времен царила только бездна воды, символизировавшая хаос и неопределенность. Из этого хаоса возникли боги, среди которых выделялись Энки, бог воды и мудрости, и Нинмах, богиня плодородия и творения.
Энки и Нинмах решили преобразовать этот хаос в упорядоченный мир, наполненный жизнью. Они использовали разнообразные природные элементы, включая камни, землю и воду. Начали они с формирования земли. Энки, обладая мудростью, выбрал различные виды камней, которые стали символами прочности и стабильности. Эти камни использовались для создания гор, долин и рек, закладывая основу нового мира.
Затем боги занялись созданием небес, используя более легкие материалы, такие как воздух и свет, чтобы сформировать купол над землей. Этот небесный свод стал символом защиты и охраны для созданного мира, подчеркивая важность связи между небом и землей.
Однако Энки и Нинмах понимали, что необходимо создать существа, которые могли бы населять этот мир и заботиться о нем. Они смешали землю и воду, добавив в эту смесь камни, чтобы наделить созданных существ прочностью и устойчивостью. Таким образом, человечество было создано из праха земли, обогащенного божественными элементами, что указывало на связь людей с божественным.
Камни в этом мифе не только служили физическими строительными материалами, но и олицетворяли связь между божеством и человечеством. Шумеры верили, что в каждом камне заключена божественная сила, которая передается людям. Существа, созданные из этой же земли, становились хранителями природы и должны были заботиться о мире, который боги создали для них.
Использование камней
Знание о магии камней передавалось в шумерских храмах. Боги могли слышать мысли людей через каменные амулеты и жертвы. В храме, посвященном Нингирсу, богу войны, жрецы устанавливали статуи с лазуритовыми глазами, чтобы божество видело правду и защищало народ. Каждый камень, будь то украшение или элемент ритуального предмета, оживлялся божественной силой.
Камни, как думали шумеры, — это осколки мира богов, надежные союзники и защита от бед, отголоски древнего знания. В руках шумерских мастеров эти камни превращались в живые существа, отдавая свою силу тому, кто умел их слышать.
Шумеры верили, что каждый камень обладает уникальной "силой", способной влиять на здоровье. Лечение камнями чаще всего проводили жрецы или знахари, которые знали свойства каждого камня и могли правильно направить его воздействие.
Ремесленники создавали специальные ритуальные камни-обереги, на которых вырезали символы и знаки, относящиеся к богам и духам. Эти камни использовались в храмах во время обрядов поклонения. Жрецы произносили молитвы и заклинания, надеясь на помощь высших сил в решении конкретных проблем или благословении начинаний.
Шумеры освоили искусство шлифовки и полировки камня. Для высокопоставленных членов общества ювелиры изготавливали изысканные украшения и печати из камня, облаченного в золото и серебро.
- Лазурит считался камнем, облегчающим душевные страдания. Его часто использовали для снятия тревоги и гармонизации настроения. Его крошили в порошок и смешивали с водой или мазями, чтобы накладывать на кожу при головных болях или для снятия стресса.
- Агат считали защитником от болезней, особенно уязвимых - детей. Амулеты с агатом носили для укрепления иммунитета и профилактики простуд. Иногда камень подносили ко лбу, веря, что это поможет снизить жар.
- Оникс использовали для укрепления сил организма. В шумерской традиции оникс был связан с поддержкой дыхательной системы и использовался для облегчения симптомов заболеваний, связанных с легкими и дыханием. Его прикладывали к груди или носили на шее как оберег.
- Сердолик (карнеол) был популярен в лечении болезней крови и для укрепления организма в целом. Его носили или держали при себе как амулет, а также использовали в обрядах очищения крови. Врачи могли накладывать сердолик на раны, чтобы ускорить их заживление, считая, что камень обладает силой регенерации.
- Нефрит ассоциировался с почками и их здоровьем. Шумеры верили, что нефрит способен очищать организм от токсинов. В литотерапии нефритовые амулеты носили для профилактики заболеваний почек, а воду, настоянную на нефрите, пили для очищения.
- Малахит считали "камнем здоровья", и его часто использовали для облегчения болей в суставах и лечения женских недугов. Его иногда измельчали в порошок, который наносили на кожу, или клали на больные места, полагая, что камень впитает боль.
- Бирюза считалась камнем, укрепляющим жизненную силу, и её носили при слабости или после болезней для ускорения восстановления. Врачи могли также рекомендовать бирюзу при проблемах с глазами — её полировали и иногда клали на веки, веря в её исцеляющую силу.
Стоит отдельно отметить один из популярных обрядов - освещение карнеола светом луны в день рождения нового месяца. Считалось, что такая практика наполняет камни магической энергией, способной защитить от бед и приносить удачу. Носить карнеол в такие дни означало быть под защитой высших сил.
Подделка камней
Археологические находки показывают, что шумеры иногда пытались имитировать ценные камни. Например, если лазурит был в дефиците, то в ход шли другие материалы, которые окрашивали в синий цвет. Такие подделки, скорее всего, использовались для удовлетворения потребностей среднего и низшего класса, который не мог позволить себе настоящие драгоценные камни.
Камни как денежная единица
Торговля камнями была важной частью шумерской экономики. Через свои торговые связи шумеры обменивались камнями на сельскохозяйственные товары, металлы и другие нужные ресурсы. Например, лазурит, который был особенно популярен и считался экзотикой, высоко ценили в Древнем Египте.
Сохранившиеся тексты и справочники
Шумеры оставили множество клинописных табличек, на которых были зафиксированы их знания о различных минералах и их свойствах. Например, существовали списки камней, их месторождений и значений. В некоторых текстах описывались методы обработки и использования камней, их роль в ритуалах и повседневной жизни.
Практика шумеров по использованию и символическому толкованию камней оказала большое влияние на Вавилон и Ассирию. Это культурное наследие продолжало жить в представлениях о камнях как о носителях силы и магических свойств. Шумерские традиции в работе с камнями передавались следующим поколениям, закладывая основы, на которых строились ювелирные и магические практики последующих цивилизаций.
Ранее я писала статьи о значении камней в культуре Древнего Египта, их можно найти на сайте.
Все статьи