fb Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование дружеских взаимоотношений у детей

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека. Все это приводит к различным конфликтам и непониманию собеседниками друг друга. Как отмечала М. И. Лисина, «доброжелательное отношение к ребенку со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение». Все это влечет за собой необходимость формирования дружеских взаимоотношений между детьми в группе сверстников.

Среди целевых на этапе дошкольного образования Федерального государственного стандарта (далее — , Стандарт) является о том, ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать других и разрешить конфликты». Из этого , что требования подводят педагогических дошкольного образования необходимости формировать дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Под дружескими взаимоотношениями дошкольников мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании. По мнению Т. И. Бабаевой, доброжелательность проявляется в активном интересе детей друг к другу, в приветливом обращении со сверстниками, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, оказать посильную помощь. В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам проявляется в стремлении к содержательному, эмоционально-положительному общению на основе дружеского сотрудничества со сверстниками.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей воспитатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается неудовлетворительно для их социально-личностного развития.

Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе мы воспользовались известной социометрической методикой «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина). Эмпирическое исследование организовано на базе структурного подразделения МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» г. Гуково, в котором приняли участие дети дошкольного возраста — 14 человек. Возрастная категория участников эксперимента — 5–6 лет.

Перед началом исследования были подготовлены красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы, предлагалось подарить три открытки «по секрету» трём детям. При беседе с ребенком результаты фиксировались в бланке.

По итоговому количеству выборов каждого ребенка было определено статусное положение каждого и распределили детей по условным статусным категориям:

  • «звезда» — 5 и более выборов;
  • «принятые» — 2–4 выборов;
  • «непринятые» — 1 выборов;
  • «изолированные» — 0 выборов.

Обработка полученных данных происходит на основе подсчета выборов, которые получает каждый ребенок от сверстников, что выражается в его статусной категории. Высокий статус занимают дети, получившие наибольшее количество выборов от сверстников (от 6 и более). Данные дети занимают наиболее благоприятное положение в группе, пользуются симпатией и расположением сверстников, их принято называть «звезды». За ними следуют дети, занимающие благополучное положение, так называемые «предпочитаемые», получившие от 3 до 5 выборов. Низкий социальный статус поучают дети с недостаточно благополучным положением в системе межличностных отношений в группе. Это так называемые «принятые», получившие минимальное число выборов (1–2 выбора, без взаимности) и «изолированные» дети, не получившие от сверстников ни одного выбора. 

Важно выявить наличие взаимных выборов между детьми. Чем больше детей связано взаимными выборами, (если их выборы совпадают и дети выражают взаимную симпатию, стремление к общению друг с другом), тем выше показатель удовлетворенности детей взаимоотношениями со сверстниками. Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы достаточно низкий, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками ниже среднего. Намечаем план работы с детьми по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

На начальном этапе мы разработали систему игр, направленную на привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это на улучшение отношений между детьми в группе. Предлагаемые игры развивают у дошкольников умение замечать достоинства и переживания сверстников и помогают ему в игровом и реальном взаимодействию. Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности.

Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие.

Сначала мы привлекаем внимание детей к внешним данным сверстников, затем — к их личным качествам, умениям, интересам, достижениям и побуждает детей к совместной деятельности, общению.

Лучше узнать друг друга детям содействуют игровые ситуации, требующие умения описать особенности внешности сверстников («Фоторобот», «Угадай, о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга», «Диктор телевидения и радио»), некоторые черты характера, увлечения и умения (отлично рисует, придумывает истории, веселый и смелый) и сообразить, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию.

Затем мы использовали игры для овладения дошкольниками правил культуры общения, вежливости и доброжелательности. Грубый тон, неумение вежливо провести беседу, проявление безразличия к потребностям, эмоциям и настроению сверстника приводят к конфликтам и распаду совместной деятельности. Нами использовались такие игровые ситуации как «Добрые пожелания», «Выбросим грубые слова», «У нас нет равнодушных», «Краски», «Новенькая девочка».

На заключительном этапе в систему игр по формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников мы включили авторские игры В. М. Холмлгоровой, требующие от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Такие игры дают им возможность не только поддержать сверстника, но и моделируют ситуации, в которых ребенок может проявить содействие не только в воображаемой игровой ситуации, ной в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку.

Эти игры вызвали у детей большой эмоциональный отклик. Особенно понравилась игра «Шляпа волшебника». Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа.

Мы раздаем детям по три разноцветных карточки каждому, рассаживаем их вокруг себя и говорим: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он — невидимый. Но вот беда, этот волшебник — ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами. (Показываем детям шляпу.) Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тут-то, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен в чем-то помочь другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей».

В течение дня напоминаем детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером опять организовываем детей и торжественно ставим шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.В таком направлении мы проводили работу с детьми в течение трёх месяцев с февраля по май 2017 года.

При повторном проведении методики «Секрет», были выявлены следующие положительные изменения:

  1. Дети, занимающие статус «Звезды» так и остались в этом статусе, однако получили на один выбор меньше.
  2. Детей, получивших статус «Принятые», стало на 15 % больше, чем на констатирующем этапе.
  3. К группе детей, получивших статус «Непринятые», присоединились «Изолированные». Таким образом, детей со статусом «Изолированные» не осталось.

Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений у детей старшей группы можно считать высоким, так как большинство детей (57 %) находятся в благоприятных статусных категориях. Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками вырос и составил 43%, что является средним значением.

Работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста и итоговый эксперимент позволили нам проследить динамику в проявлении доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Автор: 
Гриценко Наталия Валерьевна - МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» г. Гуково, воспитатель.

Источник:
Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 54-56.

Все статьи
Товары по теме статьи
231 руб

Набор - Медик - 4 предмета

Арт.: MSL88817
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
283 руб 413 руб

Игра напольная - Мистер Твистер

Арт.: MSNI7073
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
489 руб

Кукольный театр - Колобок

Арт.: MS2499422
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
486 руб

Кукольный театр - Теремок

Арт.: MS2499418
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
433 руб

Кукольный театр - Репка

Арт.: kiН19
613 руб 789 руб

Игровой набор - Строим дом

Арт.: MSC186F
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
176 руб

Набор - Шеф Повар

Арт.: MS2798315
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Поделки из природных материалов

Из ярких осенних листиков, желудей, каштанов шишек можно создавать превосходные картины, панно, букеты, венки и много другого. Лучшие и самые оригинальные идеи в статье.

Результаты наблюдения за детьми с COVID-19

С начала пандемии COVID-19 в России в поликлинике до 20 апреля 2020 г. методом ПЦР обследовано 1900 детей на наличие РНК нового коронавируса...

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх