Дети, у которых нет явных проблем со здоровьем или официальных диагнозов, порою испытывают трудности с чтением, письмом, математикой, концентрацией внимания или даже с социальным взаимодействием. Согласно исследованиям "Высшей школы экономики" 20% детей, успешно прошедших диспансеризацию и подготовку к школе, не усваивают школьную программу.
Неврологи, психологи, педагоги и воспитатели подтверждают, что найти причины возникновения трудностей в обучении довольно сложно у нормотипичных детей (психически здоровых и ничем не примечательных в плане болезней). Потому и непросто искоренить проблемы, из-за которых дети не могут раскрыть свой потенциал.
Существует множество причин низкой успеваемости, ниже представлены основные:
1) Нарушение обработки сенсорной интеграции
Энн Джин Эйрес, Анита Банди, Люси Джейн Миллер, Темпл Грандин изучали то, как проблемы с сенсорной интеграцией могут повлиять на способность ребенка концентрироваться и участвовать в коллективных занятиях в школе.
Сенсорная интеграция относится к способности мозга обрабатывать и упорядочивать информацию из окружающей среды всеми органами чувств.
Например, ребенок, обладающий повышенной чувствительностью к звукам, может легко растеряться в шумном или переполненном классе. Сниженные проприоцептивные сигналы (отвечающие за способность ощущать взаимное расположение частей тела и величину прикладываемого в движении усилия) порождают проблемы с крупной и мелкой моторикой, что мешает ребенку быстро и разборчиво писать, заниматься физкультурой и взаимодействовать с детьми. У ребенка может быть не сформирована «схема тела», из-за чего он кажется неловким и неуклюжим.
2) Пропуск этапа развития в онтогенезе.
Анна Владимировна Семенович, Евгения Давыдовна Хомская, Юрий Владимирович Микадзе, Жанна Марковна Глозман в своих работах предполагали, что ранние двигательные навыки (ползанье, прыжки и т.д.) влияют на последующее развитие когнитивных навыков, способности к обучению и самореализации.
Например, ползание связано с развитием зрительно-пространственных навыков, зрительно-моторной координацией и способностью обрабатывать информацию из окружающей среды. Если ребенок пропустит этот этап, у него могут возникнуть позже сложности с чтением и письмом.
3) Генетические и наследственные факторы.
Исследования функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) показали, что у детей с дислексией снижена активность в левом полушарии головного мозга, особенно в областях, ответственных за фонологическую обработку.
Некоторые дети испытывают трудности с выполнением заданий по математике. Это состояние называют дискалькулией. Оно связано с несформированными связями между различными областями мозга.
Исследования структурной визуализации мозга детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) выявили отклонения в размере или активности дорсолатеральной префронтальной коры, полосатого тела, мозжечка, передней поясной коры.
Если в семейном анамнезе были трудности с обучением, ребенок подвержен риску возникновения аналогичных проблем.
4) Среда, в которой растет ребенок.
На успеваемость также могут влиять качество дошкольного образования, воспитание, ближайшее окружение ребенка и многие другие факторы.
Поскольку каждый человек уникален и сочетание факторов, способствующих низкой школьной успеваемости, различно, требуется внимательный индивидуальный подход к диагностике и коррекции нарушений.
Нейропсихолог Ольга Олеговна Бушинова (olgaolga17255@gmail.com) в 2023 году проводила исследование в «Семейной школе на Якиманке» (https://vk.com/yakimankaschoolclub) нормотипичных детей со сложностями в обучении. Вместе с педагогическим коллективом и согласно пожеланиям родителей были отобраны 10 детей, у которых зафиксированы следующие проблемы (помимо неуспеваемости):
Ребенок №1
Медленный темп выполнения заданий (особенно по математике), пугливый, ранимый, застенчивый, сомневающийся.
Ребенок №2
Самонадеянный, активный, общительный, отказывается соблюдать дисциплину, отвлекается сам и других отвлекает.
Ребенок №3
Засыпает на занятиях, нет мотивации к обучению, невнимателен, молчалив, психологически травмирован.
Ребенок №4
Конфликтует учителем и детьми, низкая концентрация внимания.
Ребенок №5
Замкнут, эмоционально лабилен, плаксив и тревожен.
Ребенок №6
Синдром отличника, излишне самокритичен.
Ребенок №7
Неусидчив, невнимателен, забывчив, неразборчивый почерк, легко отвлекается.
Ребенок №8
Не сформирован общий кругозор знаний, из-за чего возникают сложности на всех предметах. Критика к своему поведению снижена.
Ребенок №9
Фантазер и балагур, играет на уроках, не мотивирован учиться, не соблюдает правила класса.
Ребенок №10
Болтает на уроках, артистичное и демонстративное поведение, срывает уроки.
Индивидуальное тестирование выявило у данной группы трудности сенсорной интеграции, из-за чего дети не в состоянии адекватно воспринимать и реагировать на внешние стимулы. Сенсорные системы (осязание, слух, зрение, обоняние, вкус, вестибулярный аппарат, проприоцепция) не сформированы согласно возрасту, поэтому не осуществляется полноценного функционирования нервной системы. Это не позволяет детям эффективно учиться и взаимодействовать с окружающей средой.
Для решения данных проблем специалистом был создан комплекс упражнений, который проводился после уроков в течении трех месяцев в школе. В него включены дыхательные упражнения, задания для коррекции гипо- и гиперчувствительности сенсорных систем, упражнения для формирования моторных навыков и тренировки вестибулярного аппарата, упражнения для освоения схемы тела и ритмическая гимнастика.
После завершения курса занятий было проведено повторное тестирование детей, педагогов и родителей. На основании этих данных был выявлен следующий положительный эффект от курса занятий:
- Повышение концентрации внимания у 60%.
- Включенность в образовательный процесс проявили 70%.
- Устойчивость к нагрузкам у 60%.
- Повышение координации и моторики у 100%.
- Стабилизация эмоционального фона у 70%.
- Повышение уровня самоконтроля у 70%.
Результаты данного курса занятий в выбранной группе детей весьма многообещающие. Данные, собранные до и после курса, демонстрируют существенное положительное влияние на различные аспекты когнитивного, эмоционального и сенсомоторного функционирования детей. Применение групповых двигательных упражнений для коррекции проблем в обучении у нормотипичных детей - это перспективная область для дальнейшего изучения и использования.
Особенно стоит отметить, что сотрудничество учителей, родителей и нейропсихолога очень важно для корректного выявления и устранения причин возникновения трудностей в обучении. Формат семейной школы позволяет подойти индивидуально к эффективному раскрытию потенциала обучения у каждого ребенка.