fb Деструктивная мама

Неженка с ограниченными возможностями

Недавно прочла в ФБ пост на сто раз перетертую тему. Детка ходит в школу, а там все плохо. Там учителя непрофессиональны, там поборы, там дети не как дети, а как волки, в общем, родители решают забрать свое сокровище из школы: они наймут педагогов или сами сумеют дать ребенку образование, и это по-любому будет лучше, чем терпеть беспредел.

Я знаю немало хороших людей, которые за домашнее обучение. Они так уверены, что это единственно разумный выход, что я и не пытаюсь сказать что-то против, разве что своим-своим. И, кажется, в этом посте в ФБ не было ничего особенного, чтобы мне вот так вдруг разговориться. Но мне вдруг захотелось поделиться своими мыслями о тенденции к домашнему обучению, а особенно о плеяде родителей, одержимых идеей спасения своей несравненной детки от "неминуемой гибели", а свои кошельки от банкротства, но второе, конечно, не суть.

О том, что главное в жизни человека, чего только ни говорили, каких только исследований не существует на эту тему, и тут, конечно, мнения расходятся, но, в общем, не сильно. Потому что на поверку выясняется, что какой бы ни была вера, политическая позиция и социальное положение, все хотят счастья себе и своим детям. И тот факт, что счастья в одиночестве не существует, кажется, известен всем.

О том, что если "соседка плохая", то надо все уладить "на местах", а квартиру менять бесполезно, потому что на новом месте будет другая соседка и "все опять повторится сначала" - тоже, кажется, большинству известно. Что увольняться, потому что плохой начальник, бессмысленно, ибо новый будет не лучше, - тоже. Некоторые, конечно, бегают, но это от незрелости. Если человек повзрослел, при этом - неважно, в каком возрасте это случилось, он уже знает, что от себя не убежишь. И даже иногда не только декларирует. А еще и применяет и, чуть что, не драпает. То есть, этот  параметр тоже на слуху.

О том, что умение постоять за себя напрямую сопрягается с умением держать удар (я сейчас говорю не о физической стороне вопроса), о том, что стрессоустойчивость - качество для успешности важнейшее, что люди, умеющие приспосабливаться к обстоятельствам без истерик и ожесточения, умеющие владеть собой и собой управлять, именно эти люди способны подниматься по социальной лестнице и справляться с событиями жизни с наименьшими потерями - об этом все чаще говорят. Прямо слава Богу, что "сверхидея" жизни ради получения удовольствия понемногу открывает свое дырявое дно, потому что даже продолжительность жизни сокращается у тех, кто привык исключительно расслабляться, а выплывают кораблики, сделанные покрепче.

О том, что все люди на земле связаны, что жизнь наша строится на взаимодействии,что умение налаживать коммуникации это едва ли не залог успеха... О том, что люди, как нейроны, функционируют только получая сигнал из внешней среды, и что вообще население земли сильно напоминает "население" наших черепов, что законы-то одни, и что где-то там, в квантовой теории кроются ключики откровений... Об этом все чаще пишут ученые, дерзающие заглянуть за границу догм...

А если проще, что учить надо ребенка справляться с ситуацией на месте, и самому справляться на месте, потому что ребенок, обученный дома, да, будет , может быть, больше знать, но если родители еще из песочницы прогнали "злых" мальчиков и девочек, если из школы забрали от "плохих" соучеников и учителей, да еще если смачно, с подробностями и длительно выразительным шепотом это все в присутствии ребенка обсуждали, выращивая в нем "синдром исключительности", то отправится такая детка во взрослую жизнь, как горе-водила с купленными правами: до первого столба. А потом, если только у родителей детки нет таких счетов, с которых они ему до гроб-доски оплатят "правильное" окружение и удобных соседей сверху, снизу и через улицу, так вот, если такого нет, то детка эта с большой вероятностью знаний своих применить не сумеет, потому что знания все равно пригождаются только, если ими обмениваться с людьми, а люди разные - везде, в любом обществе, на любом уровне - свой зоопарк, свой ковчег, и нем - "каждой твари по паре".

Вырастить не обученного неженку с реально ограниченными возможностями, а выносливого сильного человека, ловкого, с чувством юмора, с понимаем справедливости и стремлением к ней, доброго, крепкого, но гибкого, чьи возможности не ограничены, потому что он пластичен во всех параметрах, кроме человеческого достоинства, которое неизменно. Это я мечтаю. И "туда" работаю. И должна сказать, что у меня это получается. Но как же много еще тех, кто из нормальных детей делает инвалидов социума, которые не могут и не умеют общаться, "звездят", истерят, при столкновении с проблемами пятятся назад или нападают, ведя себя неадекватно ситуации, потому что не прошли обязательной школы драк в песочницах и конфликтов в школах.

Бывают, конечно, исключения, когда ребенка травят. Но на это можно найти управу. А если драпать, то так и будешь драпать всю жизнь, оставляя за собой хвост "плохих" и "неподходящих" людей. Стоит подумать все-таки, к чему ты готовишь ребенка, когда прячешь его от жизни в свою безразмерную "опекалку". И для девочек это плохо, не будет из них ни хороших жен, ни хороших матерей. И для мальчиков это плохо, неоткуда при таких раскладах вырасти мужчине. Зато родителям хорошо, они такие молодцы, они такие крутые, они такие супер-мега-заботливые: от всего деточку оградили, всему научили, все ему, болезному, "дали"...

Только не привили вкуса к общению с людьми. Не с избранными мамой-папой для деточки людьми, а с разными, с реальными, которые "водятся" в жизни. Не дали умения принимать обстоятельства и решать задачи, которые представляет эта самая реальная жизнь. Не дали умения понимать человеческие намерения... "Нам так же нужно развить и отточить навыки, которые позволят в будущем «читать» окружающих и делать выводы о том, что они думают и, самое главное, что они думают о нас" (Брюс Гуд), потому что без понимания, что думают о нас, вероятность верных шагов в общении, а значит - в решении любых задач - от семейных до вопросов бизнеса - ничтожна.

Надо думать не про "трудно сейчас", а про то, что будет потом. Только самый чудовищный примитив все еще декларирует, что он намерен "дать своему ребенку все", пренебрегая истиной о том, что надо не рыбку приносить деточке для сытости, а удочку вручать для навыка. Нельзя покупать права, надо научить ребенка водить. Жить надо научить, что, прежде всего, значит общаться и решать проблемы разных порядков, не теряя при этом себя и своим ценностям не изменяя.

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», - говорил Антуан де Сент Экзюпери. Важно добавить, что все сказанное относится к нашей бытийности, к России. Здесь я наблюдаю, здесь и выводы делаю, а в других странах не жила. И еще, по умолчанию, гении и "чикатилы" в обзор не входят. Они всегда особая статья. 

 

АВТОР

Анна Ильинична Гайкалова - педагог, психолог, практический психофизиолог, автор курса семинаров «Целый-невредимый».

Записаться на онлайн-консультацию к Анне Ильиничне, чтобы решить личные вопросы и проблемы, можно по Whatsapp или Facebook Messenger.

 

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх