Каждый предприимчивый покупатель спрашивает меня: откуда у меня такие камни и почему они столько стоят?
1. На стоимость камня существенно влияет степень его распространенности. Даже очень красивые камни при обширной добыче обесцениваются. Чем больше предложений, тем ниже цена.
Например, в начале XXI века цена на агат упала почти в 10 раз из-за открытия крупных месторождений в Индии, Бразилии и Уругвае.
Аметист и цитрин когда-то считались таким же ценными, как рубин и изумруд, пока в Бразилии и Уругвае не началась активная добыча.
Гранат заметно потерял в цене после открытия месторождений в Индии, Бразилии и Мадагаскаре.
Казалось бы, всё просто. Но нет. Не стоит делать ставку на экзотику и дефицит.
2. Существенную роль в продаже камней играют тренды. Новые или редкие камни очень плохо продаются, потому что они "не на слуху". Помимо сезонных трендов, моды на цвет/насыщенность/прозрачность, существенное влияние на продажи оказывают "лидеры мнений" (знаменитости, предсказатели, коучи и иже с ними).
Интересно, что благодаря правильно подобранному названию удалось популизировать и накрутить цену на недорогие виды минералов. Например, цена излишне завышена сейчас на танзанит - синий цоизит из Танзании, богемский рубин - пироп из Чехии, капский рубин - пироп из ЮАР, пакистанский изумруд - зеленый гроссуляр из Пакистана, турмалин параиба из Бразилии.
Очень обидно, что сих пор остаются малоизвестными и недооцененными сфен (титанит) - вопреки высокой дисперсности и блеску, ярко-зелёный корнерупин, голубой бенитоит, сине-зеленый грандидиерит, пламенный клиногумит, травянистый хромдиопсид, арфведсонит, гиперстен и многие другие камни со сложными названиями.
3. Расположение месторождений часто отличается от мест обработки (где камни ограняются, полируются и превращаются в готовые изделия).
Существует относительно небольшое число стран, где обнаружены значительные залежи поделочных и драгоценных камней. Часто эти страны обладают богатыми природными ресурсами и дешевой рабочей силой, но не всегда располагают инфраструктурой (необходимой для создания крупного современного промышленного предприятия и организации логистики по всеми миру) или специалистами по огранке и обработке.
Например, наиболее крупные окупаемые месторождения расположены в Заире (ДР Конго), Южной Африке, Ботсване, Мадагаскаре, Бразилии, Колумбии, Индии, Шри-Ланке, Бирме (Мьянма), Таиланде, Австралии.
Крупные центры обработки камней находятся в Китае, Нидерландах,
Израиле, США, Германии, Италии. Необработанные драгоценные камни экспортируются из стран, где они добываются, к тем, у кого есть опыт и оборудование для их обработки. Именно из этих стран готовые изделия и заготовки попадают в торговые сети или оптовые точки.
Цена изделия зависит от сложности всей цепочки поставки (от месторождения до готового изделия) и объема закупки (который напрямую зависит от ёмкости рынка, известности/распространенности/популярности минерала).
4. В определенных камнях есть что-то, что притягивает большинство покупателей. Цвет, прозрачность, узоры включений. Дефекты кристаллической структуры порой создают очень необычные эффекты в камне.
Если вы хотите зарабатывать на камнях, выбирайте редкие вариации популярных камней. Они должны чем-то выделяться на фоне других, выглядеть гармонично и эстетично. Их можно продать за любую цену, это вопрос времени. Но, конечно, нужно иметь профессиональное чутье и высокую степень "насмотренности", чтобы найти тот самый "перспективный" камень.