Почему некоторые люди получают удовольствие, причиняя боль другим?
Общество называет их в лучшем случае «монстрами», а психологии «девиантами» - теми, кто регулярно совершает действия, отклоняющиеся от социальных, правовых или моральных норм.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЗНАКИ
• Нарушение общепринятых норм.
• Нанесение вреда себе или окружающим.
• Стойкость и повторяемость действий.
• Социальная дезадаптация.
СЕГОДНЯ ВЫДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО ТИПОВ ДЕВИАЦИЙ
• Антисоциальное (делинквентное): жестокость к животным и людям, воровство, хулиганство, употребление ПАВ, преступления.
• Асоциальное: бродяжничество, игровая зависимость, сексуальная расторможенность.
• Аутодеструктивное: суицидальное поведение, самоповреждения, экстремальные виды спорта.
• Конструктивное: героизм, творчество, научные открытия, социальные инновации.
Да, иногда, девиацию можно перевести в позитивное русло. Вспомним, Врубеля и его демонов, Стаханова и его движение, Энштейна и теорию относительности… Не смотря на сопротивление общества, конфликты с окружением, трудоголизм - жестокость к себе, эти люди добились выдающихся результатов.
ПОЧЕМУ ДЕВИНАТАМ НРАВИТСЯ НАРУШАТЬ НОРМЫ?
У большинства людей центр удовольствия (прилежащее ядро) в головном мозге активируется при социально одобряемых действиях. Но исследования показывают, что у некоторых людей эта же зона реагирует на агрессию. В эксперименте 2022 года (журнал Social Cognitive and Affective Neuroscience) участникам показывали видео конфликтов. При этом у людей с антисоциальными наклонностями (зона вознаграждения) активировалась сильнее, чем у контрольной группы.
Почему так происходит? Причин несколько.
1. Иногда, виновата генетика. У 10–15% людей встречается мутация гена MAOA-L (его называют «ген воина» или «ген враждебности»), регулирующего уровень серотонина. Низкая активность этого гена повышает склонность к импульсивности и агрессии. Потому в криминальных семьях так часто рождаются жестокие дети. Эту жестокость можно направить в нужное русло, но требуется осознанный подход к воспитанию и привитию морально-этических норм.
2. Повреждения префронтальной коры (из-за сотрясений и более серьезных травм, инфекций или нарушений развития) снижают самоконтроль, а гиперактивность миндалевидного тела усиливает реакции страха и гнева. Включается режим «бей и беги».
3. Интересно, что дисбаланс бактерий (например, Bacteroides vulgatus) провоцирует выработку токсинов, влияющих на эмоциональную регуляцию. Представьте человека, которые отравлен, испытывает токсикацию. Мало кто в этот момент будет склонен к дипломатическому решению вопросов.
В 2023 году ученые из UCLA пересадили мышам микробиоту от людей с асоциальным поведением. Через 3 недели грызуны стали чаще атаковать сородичей, а их мозг показал снижение активности в зонах самоконтроля. Исследования на людях не проводились, но результаты озадачили научное сообщество.
4. Немаловажный факт – стиль воспитания. Дети, пережившие или наблюдавшие насилие и жесткость от родителей, часто копируют модель «сила = власть». Их мозг адаптируется, включается механизм выживания. Подросток, которого били дома, начинает избивать других, чтобы ощутить иллюзию контроля ситуации. Причинение боли другим — способ компенсировать собственное чувство неполноценности.
Авторитарный стиль воспитания (жесткий контроль, строгие правила, наказания) провоцирует у подростков агрессию как форму протеста. Такие дети чаще занимают лидерские позиции в асоциальных группах.
Гиперопека приводит к инфантильности и неспособности справляться с конфликтами, что выливается в пассивную агрессию, садизм, аутоагрессию.
3. Если у ребенка нет авторитетных родителей/учителей/тренеров/наставников, которые прививают ему моральные ценности на личных примерах, основным источником норм становятся группы сверстников, где статус часто зарабатывается через жестокость. В асоциальных компаниях большинство участников совершают проступки «за компанию», чтобы доказать свою «крутость».
4. Современное искусство и медиа часто пропагандируют гедонизм, власть через силу и пренебрежение моралью. Подростки, воспитанные на этих трендах, воспринимают агрессию как норму. У 45% девиантных подростков сегодня доминирует потребительское отношение к жизни. Боль другого – это модное развлечение, способ наполнить ленту в социальных сетях, получить острые ощущения в условиях скуки и отсутствия интересов. Многие из них связывают свои поступки с образами из фильмов и песен, где насилие романтизируется.
5. Одаренность тоже может стать причиной девиации. Умные не годам дети часто излишне ранимы и эмоционально чувствительны. Их мозг глубже и острее обрабатывает критику, превращая ее в психотравму, провоцируя жестокое отношение к себе или окружению.
Иногда одаренным детям просто скучно среди сверстников, они ищут стимулы и вызовы, чтобы проявить свой потенциал. Потому и создают провокации. Исследование 2021 года (журнал Journal of Youth and Adolescence) установило, что подростки с IQ > 130 в 2 раза чаще участвуют в буллинге, чем их сверстники со средними способностями.
Не стоит забывать, что интеллект может выражаться в выдающемся владении телом. Его называют мышечным интеллектом. Иногда любителя драться и дебоширить исправляет профессиональный тренер, который поможет ребенку реализоваться, состязаясь с другими способными детьми.
Важно понять, что девиантное поведение — это не приговор, а сложный клубок причин. Даже мозг, который ошибочно связывает жестокость с удовольствием, можно перенастроить.
Но для этого нужны:
• Ранняя диагностика: анализы на гормоны, МРТ, тесты микробиома.
• Комплексный подход: терапия + соцподдержка + медикаменты при необходимости.
• Отказ от парадигмы «Ты плохой» → в пользу другой «Твои поступки вредят тебе и окружающим. Давай найдем причину и исправим».