Как понять к какой профессии предрасположен ребенок?
В нашей стране наиболее известной и популярной является профориентация Е.А. Климова. Он выделил пять типов профессий в соответствии с предметом труда (люди, техника, природа, знаковая система, художественный образ).
Именно на предрасположенность к определённому взаимодействию предлагал обратить внимание Евгений Александрович Климов - советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности, ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности.
Ниже представлена общая информация об этой классификации. Игра AQ (Адаптивный интеллект) содержит внушительный перечень актуальных для нашего времени вопросов, которые раскроют профессиональные склонности ребенка согласно описанной выше теории. Мудрый взрослый обязательно зафиксирует ответы, проанализирует их, при необходимости разговорит ребенка, подскажет увлечение, которое может перерасти в успешную карьеру.
Итак, классификация Е.А. Климова:
1. "Человек – техника"
- Желание понять, как все работает.
- Интерес к конструированию, сборке или разборке предметов и игрушек, экспериментам с механическими или электронными устройствами.
- Навыки самостоятельного решения проблем, поломок, недоработок.
- Хобби: создание моделей, робототехника или видеоигры, связанные с технологиями.
Подходящие профессии: разработчик программного обеспечения, инженер, инженер-робототехник, автомобильный техник, механик.
2. "Человек – природа"
- Любопытство к миру природы, включая растения, животных и окружающую среду.
- Предрасположенность к времяпровождению на свежем воздухе, пешим походам в лес, парки, оранжереи, зоопарк.
- Понимание красоты и сложности природы.
- Коллекционирование камней или насекомых, садоводство, участие в экологических клубах или проектах.
Подходящие профессии: ученый-эколог, ученый-агроном, фермер, биолог, эколог.
3. "Человек – знаковая система"
- Увлеченность большими числам, склонность к логическому мышлению.
- Интерес к головоломкам, математическим задачам, ребусам.
- Тяга к чтению, письму или рассказыванию историй .
- Хобби: решение математических или логических головоломок, сочинение рассказов или стихотворений.
Подходящие профессии: аналитик, специалист по обработке данных, криптограф, писатель, переводчик.
4. "Человек – художественный образ"
- Проявление креативности и воображения.
- Тяга к рисованию, раскрашиванию, пению или игре на музыкальных инструментах.
- Понимание эстетики, гармонии произведений искусства.
- Хобби: посещение художественных занятий, участие в театральных или музыкальных представлениях, рукоделие.
Подходящие профессии: графический дизайнер, художник-визуалист, музыкант, композитор, модельер.
5. "Человек – человек"
- Природная способность сопереживать и легко устанавливать контакт с другими людьми. Хорошие коммуникативные навыки, желание помогать людям, поддерживать их.
- Удовольствие от командной деятельности, лидерской или организаторской роли в коллективе.
- Хобби: участие в командных видах спорта, волонтёрство.
Подходящие профессии: учитель, воспитатель, консультант, врач (терапевт, психолог, дефектолог и тп.), продавец, представитель службы поддержки клиентов, менеджер.
Конечно, что это очень обобщённые наблюдения. Дети могут проявлять черты нескольких классификаций или демонстрировать уникальные предпочтения, которые не укладываются ни в одну классификацию.
Родителям и педагогам важно предоставить детям всесторонний и разнообразный опыт, позволяющий им раскрыть свои интересы и таланты в различных областях. Но наблюдение за поведением и интересами ребенка с течением времени может дать более глубокое представление о его склонностях и потенциальном карьерном пути.
Ранняя профориентация
Товары по теме статьи