Вы удивитесь, но фразы “Ты такой умный!", "Ты такой талантливый!” вредят ребенку, а не помогают. Да, хвалить ребёнка таким образом - вредно.
Конечно, всем нам хочется, чтобы у дитятка была высокая самооценка, чтобы он чувствовал нашу любовь и признание его сильных качеств, не боялся раскрыть свои способности, был мотивирован и добивался успеха. Но! Оказывается, что даже благонамеренное восхваление талантов и способностей детей имеет неприятные последствия.
В мае 2007 года Кэрол Двек (доктор, профессор психологии, мировой эксперт в области изучения мотивации) выступила перед сообществом Bing с лекцией, в которой объяснила, почему и как похвала может подорвать самооценку и мотивацию ребёнка. Она сорок лет изучала то, почему и как люди реализуют свой потенциал, почему некоторым не удается самореализоваться. Ее исследования привели к созданию новой области в психологии — теории достижения целей. Результаты её работы использовались по всему миру специалистами по работе с детьми (в том числе родителями, учителями, воспитателями, спортсменами, бизнесменами психологами, нейропсихологами, психиатрами и коучами).
Прежде чем подробно описать роль похвалы, необходимо разъяснить фундаментальные модели, лежащие в основе работы Кэрол Двек. У детей (и взрослых) могут быть два разных представления о своем интеллекте и способностях. Кэрол называет их "установка на фиксацию" и "установка на рост".
У некоторых людей фиксированное мышление. Они думают, что их способности, таланты и интеллект ограниченны (фиксированы). Например, они могут утверждать, что интеллект определяется при рождении, что их психика не в состоянии выдержать плотный график занятий, что у них нет врождённого дара для изучения определенного предмета или области науки.
Другие люди настроены на рост. Они уверены, что интеллект и способности - это то, что можно развивать и преумножать в течение всей жизни. При этом они не считают, что все люди одинаково способны, но верят в то, что каждый (благодаря усилиям и преданности делу, обучению, опыту) может расти и развиваться.
Зачастую родители бессознательно оберегают детей от развития своими установками об ограниченности каких-либо способностей детей. Но есть и те взрослые, которые не фиксируют границу развития, а поощряют усилия и старания в любой области.
Проводя исследование за исследованием, Кэрол Двек обнаружила, что люди выстраивают всю психологию мотивации вокруг своего образа мыслей.
Сначала она задалась целью определить образ мыслей 400 учащихся, переходящих в среднюю школу.
В данном исследовании учащиеся с "установкой на рост" назвали обучение самой важной целью. Они согласились с такими утверждением: “Для меня гораздо важнее чему-то научиться на занятиях, чем получать высокие оценки”. При этом дети старались получать хорошие оценки, но не слишком беспокоились в случае неудачи. Приоритетом для них было получение знаний и умений.
Для учеников с "фиксированным мышлением" самыми важными целями было "выглядеть умным" и "быть признанными умным, получая хорошие оценки". Они согласились с утверждением: “Самое важное, чего я хочу, когда выполняю школьную работу, это показать, насколько я хорош”.
Кроме того, Кэрол Двек обнаружила, что дети с установками на фиксацию и рост имеют совершенно разные и даже противоположные представления об усилиях.
Дети с установками на рост считали, что усилия - это одна из самых важных вещей в жизни для достижения результатов. Они говорили, что чем "усерднее работа над чем-то, тем лучше результат". Дети понимали, что ни один творческий гений не привнёс чего-либо заметного без многолетней преданности делу и работы.
Но дети с фиксированным мышлением считали, что усилия - это плохо. Они верили, что если у вас есть способности, то вам не нужно сильно напрягаться. А если нужны усилия, значит, вы не очень умны. Дети верили, что людям, которые являются настоящими гениями, всё даётся легко.
Кэрол Двек считает, что это одно из самых разрушительных убеждений, которых может придерживаться человек. Дети хотят выглядеть умными, но думают, что усилия заставляют их выглядеть глупыми. Кэрол характеризует это как "парализующее сочетание целей и убеждений".
Другая важная составляющая успешности, которая развивается вокруг определенного образа мышления, это реакция индивида на неудачи. В рамках аналогического исследования старшеклассников и студентов был предложен следующий сценарий:
“Представьте, что вы в новом классе. Вам нравятся ученики, учитель, предмет и тема урока (лекции). Вы подготовились к первому тесту средне. Когда вы его сдали, то получили двойку. Как бы вы себя чувствовали? Что бы вы подумали? Что бы вы сделали?”
У детей с установкой на рост были объяснения, ориентированные на усилия и стратегию. Они сказали: “Возможно, я недостаточно усердно подготовился и несерьезно относился к предмету”.
У учеников с фиксированным мышлением отношение было иное. Сначала они расстроились, затем смирились с результатами и сделали неконструктивные выводы о своих способностях. Они говорили: “Наверное, я был недостаточно умен”. Или… “Мне не даётся этот предмет”. У них не возникло мотивации учиться усерднее, они сдались.
Позднее учащихся спросили, что бы они стали делать, для исправления ситуации. Те, у кого была установка на рост, отвечали что-то вроде: “Я бы больше и серьезнее готовился”. Или… “Я бы тратил больше времени на подготовку к тестам”. И в этом есть смысл, это помогает наверстать пробелы в знаниях.
Те, у кого фиксированный образ мышления, говорили: “С этого момента я бы уделял этому предмету меньше времени, он мне не даётся”. Или… “Я бы постарался никогда больше не браться за этот предмет”. Даже при напоминании, что ученикам нравились учитель и предмет, они всё равно не изменили своего ответа. Их мотивация к дальнейшему изучению после неудачи пропала. Кроме того, ученики с фиксированным мышлением ответили, что они попытаются списать на следующем тесте. Если они думают, что лишены способностей к изучению этого предмета, а усилия вызывают отвращение и неэффективны, какие варианты действий им остаются?
В серии других исследований дошкольникам и ученикам 5-х классов был предложен невербальный тест на IQ, который состоял из десяти умеренно сложных, но выполнимых задач. Большинство детей хорошо справились с первыми десятью заданиями.
Треть испытуемых была отмечена за сообразительность. Им сказали: “Ого, вы правильно ответили на восемь вопросов! Это действительно хороший результат. Вы, должно быть, очень умны!”
Еще треть получила похвалу за старания: “Вау, вы набрали восемь баллов! Это действительно хороший результат. Вы, должно быть, очень старались!”
Контрольную группу похвалили словами: “Это действительно хороший результат”.
Согласно дальнейшим наблюдением, восхваление способностей (а не усилий или результата) взращивало в детях фиксированное мышление.
Позже учащихся спросили:
"У меня есть несколько более простых и более сложных задач. Конечно, решая трудные задачи, вы можете ошибиться, но вы узнаете несколько новых и важных вещей”.
Большинство учеников, которых хвалили за сообразительность, выбрали легкое задание. Они хотели продолжать выглядеть умными, хотели сохранить этот ярлык.
Но подавляющее большинство учеников, которых похвалили за их старания, хотели получить более сложное задание. Они не боялись трудностей, не боялись учиться и ошибаться.
Итак, фиксированное мышление - это система, в которой у вас есть способности или их нет. Если у вас есть способности - вам не нужно усердно работать. Если у вас нет способностей, все идёт своим чередом. Родители, бабушки и дедушки, педагоги, все кто хвалят детей за их природные способности (а не усилия) должны осознать к чему это может привести.
Исследования проводились в 1984, 1987-1989 на разных группах учащихся (дошкольники, младшая школа, средняя школа, старшая школа, студенты). И все эти исследования показали, что учащиеся, которые беспокоятся о своем интеллекте, уязвимы. Они думают: “Смогу ли я выглядеть умным на этом тесте?” , “Стоит ли мне идти на такой риск?”. Их не заботят знания, навыки, опыт.
Если родители или учителя хвалят способности (мышечный, музыкальный, математический и другой интеллект), они говорят ребенку, что врожденные способности являются определяющим фактором успеха. И именно это приводит к фиксированному мышлению у детей, при котором они беспокоятся о том, что их осудят, стараются избегать сложных задач и теряют мотивацию, когда дела идут плохо.