fb Чувство равновесия и проприоцепции

Чувство равновесия и проприоцепции

Большинство людей знают о 5 органах чувств: зрении, слухе, обонянии, вкусе и осязании. Но существует еще 2 важных органа восприятия. Это чувство равновесия и проприоцепции (осознание положения тела и движения), которые часто объединяются под названиями "крупная моторика" и "координация движений".

Теория о сенсорной интеграции, созданная Энн Джин Эйрес, описывает способности мозга получать и интерпретировать информацию из окружающей среды от 7 органов чувств и реакции на нее.

Разработанные Энн Джин Эйрес диагностические тесты и упражнения для коррекции нарушений сенсорной интеграции (эрготерапия) направлены на то, чтобы помочь людям (особенно детям), которые испытывают проблемы с сенсорной обработкой или сенсорной интеграцией, адаптироваться и успешно существовать в окружающей среде.

Методика Энн Джин Эйрес используется нейропсихологами при выявлении у пациента расстройства аутистического спектра (РАС), нарушений сенсорной обработки (НСО), синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержке в развитии (ЗРР, ЗПР) и трудностях в обучении (расстройство внимания и памяти, дислексии).

Стандартизированные тесты Энн Джин Эйрес сыграли ключевую роль в диагностике сенсорных дисфункций. Список заданий зависит от пациента, но обычно включает:

1. Тактильные упражнения, когда человека просят закрыть глаза и идентифицировать различные текстуры или формы на ощупь.

2. Вестибулярную деятельность (чувство равновесия и пространственная ориентация), которая оценивается при раскачивании или вращении человека.

3. Проприоцептивную деятельность - при выполнении человеком действий с закрытыми глазами или с отягощениями (грузами) на конечностях.

4. Зрительно-моторную координацию - при отслеживании фигур или копировании узоров.

5. Нарушения координации, которые выявляются при одновременном использовании обеих рук или обеих ног.

6. Практическую деятельность - способность планировать и выполнять двигательные задачи (движения руками или телом согласно заданию или примеру).

7. Наблюдения за реакцией на сенсорные стимулы (свет, звук, прикосновение, зрительный контакт) помогает обнаружить признаки сенсорной гиперчувствительности или недостаточной гипочувствительности.

Выявленные нарушения могут привести к сенсорной перегрузке или неадекватному поведению.

Энн Джин Эйрес разработала ряд упражнений, которые помогут исправить выявленные проблемы. Конечно же, универсальных эффективных коррекционных упражнений не существует, но примеры ниже помогут понять суть метода.

1. Раскачивание на качелях или балансирах используется для коррекции проблем с вестибулярным аппаратом.

2. Упражнения с утяжелителями (жилеты, одеяла) помогают людям с повышенной сенсорной чувствительностью успокоиться, расслабиться или уснуть. Они обеспечивают мягкое, равномерное давления на тело.

3. Вилбаргер протокол включает в себя чистку кожи специальной сенсорной щеткой согласно определённой схеме, чтобы снизить тактильную гиперчувствительность.

4. Сенсорная разгрузка подразумевает использование специальных приспособлений (антистресс-шаров, тянучек) или физических упражнений (прыжки на батуте, гимнастика) для трансформации деструктивных эмоций и снятия напряжения.

5. Упражнения на равновесие и координацию включают ходьбу по брусьям, ползание по туннелям или балансирование на большом надувном мяче.

6. Упражнения для речевой моторики - надувание воздушных шариков, задувание свечей, мимическую и логопедическую гимнастику.

7. Тренировка слуховой интеграции происходит в результате воздействия определенных звуковых частот и паттернов на специализированном звуковом оборудовании для аудиологии.

8. Зрительно-моторные упражнения могут включать игру в мяч и бадминтон, рисование лабиринтов и поиск выхода из них.

Важно отметить, что все задания подбираются специалистом индивидуально и зависят от проблем, с которыми сталкивается пациент. Эффективность терапии остается темой дискуссий и исследований в научном сообществе.

Ниже привожу видеоролики, которые дают представление о данной методике.

Все статьи
Вверх