fb Сенсорная интеграция для лечения аутизма
Разумник прелоадер

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция для лечения аутизма

Если в семье родился особенный малыш, то часто родители не осознают, что трудности его развития и отклонения в поведении, это не какие-нибудь капризы, а результат неврологических нарушений. Ребенок не может, не в состоянии контролировать свои эмоции и вести себя, согласно общепринятым нормам. Сын или дочь могут отставать в учебе или не успевать по каким-то определенным предметам,конфликтовать или замыкаться в себе, вести себя неадекватно, и это происходит несмотря на хорошее воспитание и благоприятную окружающую среду. Часто речь идёт о расстройствах аутического спектра, «синдроме гиперактивности», «дефицита внимания». Но надо особо заметить, что у многих детей, чья сенсорная система дает сбои, интеллект нормальный или даже выше среднего. Важно с любовью принять этот факт, не упустить время и понять, с чем предстоит работать.

Первые годы жизни человек как губка впитывает любую информацию, учится разговаривать и двигаться, взаимодействовать с людьми, он знакомится с формой и свойствами предметов, экспериментирует с цветом и звуком. Целостное представление о мире нам дают заложенные природой ощущения – зрение помогает чувствовать пространство, а прикосновения и обоняние помогают зрению. Движение, слух стимулирует обучение и помогают удерживать равновесие и т.д. Мозгу необходима разнообразная информация, и если он плохо ее обрабатывает, то человек не получает правильного, целостного представления о себе и окружающем мире. Отличие маленьких детей от взрослых в том, что они быстро меняются. Причем, чем младше ребенок, тем быстрее происходят эти изменения. За первые 6-7 лет из беспомощного младенца малыш превращается в уже почти сформировавшегося человека со своими чертами характера и интересами. Этот период активного сенсомоторного развития. Чтобы в будущем хорошо взаимодействовать в обществе, необходимо постоянно стимулировать и адаптировать к окружающей среде разнообразные телесные ощущения ребенка, т.е. развивать сенсорную интеграцию. Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»), а интегрировать - значит собрать разные части в единое целое, чтобы они работали слаженно, как одна система.

По утверждению основоположника теории сенсорной интеграции доктора Э.Дж. Айрес из США, более чем 70% детей, у которых есть какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферах, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем. Неспособность объединять информацию, поступающую по нескольким каналам восприятия, говорит о нарушении сенсорной интеграции. Признаки тактильной и вестибулярной дисфункции:

  • При гиперчувствительности дети избегают игр, которые подразумевают прикосновения, ситуаций, в которых есть вероятность испачкаться. Их может раздражать грубая одежда и даже обычный душ. Малыша не уговорить скатиться в горки или покачаться на качелях, он боится высоты и боится упасть, не любит внезапные или повторяющиеся движения.
  • При пониженной чувствительности дети постоянно что-то трогают, не чувствуют что руки или лицо испачканы, они постоянно в движении и ни минуты не могут посидеть спокойно.

Признаки проприоцептивной дисфункции (проприоцепция – это «ощущение позиции» или мышечное чувство). Рецепторы, находящиеся в коже и мышцах нарушены, в результате человек не может правильно соотнести, где он находится и как двигается его тело в пространстве, какие усилия необходимы, чтобы произвести то или иное действие, и сколько времени для этого необходимо.

  • При быстрой реакции дети постоянно прыгают, пытаются что-то разрушить, проявляют агрессию.
  • При замедленной реакции дети неуклюжи, спотыкаются и за все цепляются, им сложно понять, какие усилия необходимо приложить, чтобы сдвинуть или поднять предмет. Поэтому они часто ломают вещи,рвут бумагу.

Признаки слуховой дисфункции:

  • При гиперчувствительности детей раздражают громкие, резкие звуки, которые другие переносят спокойно, например звук бытовых приборов.
  • При слабой чувствительности дети плохо откликаются на речь, шумят, любят громкую музыку.

Признаки вкусовой дисфункции:

  • При гиперчувствительности дети не могут хорошенько прожевать пищу и с трудом глотают, они очень разборчивы в еде и выборе продуктов.
  • При слабой чувствительности дети все облизывают, пробуют «на зуб» несъедобные вещи (например, грызут карандаши).

Признаки расстройства обоняния:

  • Дети очень эмоционально реагируют на запахи, ко всему принюхиваются, выбирают по запаху пищу и место для игр.
  • Если снижена чувствительность обоняния, то дети не замечают неприятных запахов.

Признаки зрительной дисфункции.

  • При гиперчувствительности детей раздражает яркий свет, они избегают зрительного контакта, нервничают, если в комнате много ярких предметов.
  • При слабой чувствительности дети не могут уследить за движущимися объектами, путают похожие по форме предметы, фокусируются на отдельных деталях картины, не воспринимая ее целиком.

Если мозг не может организовать сенсорные сигналы, он не может выполнить последовательные действия. Например, младенцы позже своих сверстников начинают ползать и ходить, в дошкольном возрасте детям с нарушением сенсорной интеграции труднее других одеваться или научиться кататься на велосипеде, в школьном возрасте сложно собрать портфель или поддерживать порядок в комнате. Родители задаются вопросами, почему их ребенок такой плаксивый и упрямый, до него "не доходят" слова. У каждого эти нарушения могут проявляться по-разному. Мозгу ребенка нужно помочь сложить разрозненные кусочки мозаики ощущений в целостную картину. Есть методики, которые помогают скорректировать эти процессы. Подражая и повторяя движения (например, хлопанье в ладоши, отбивание ритма ногами и руками, перенос разных по весу и форме предметов) он учится свободно двигаться, осознавать себя в пространстве, начинает понимать,как функционируют его части тела.Копирование звуков является началом развития речи, копирование рисунка или строительство из кубиков стимулируют творческие процессы, тренируют тактильные ощущения и формируют необходимые навыки движений.

Многие из нас испытывали в той или иной степени трудности с сенсорной интеграцией, идеальной ее нет ни у кого. Внимательные, терпеливые родители,направляя внимание ребенка на новые предметы, явления, обучая правилам поведения, способам действия, приобщая к культурным ценностям, передают ему собственный духовный, культурный и практический опыт, который становится духовным достоянием малыша, превращают маленького человека в личность. А сложности в развитии детей, для родителей открывают путь для развития прекрасных качеств собственной личности, мотивируют к новым знаниям и помогают сосредоточиться на главном. А главное – это те, кого мы любим.

 

Сенсорная интеграция
 

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
356 руб 456 руб

Объемный танграм

Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты, эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Ребёнок не говорит. Что делать?

Задержку речи, связанную с отсутствием мотивации к общению, можно быстро исправить – важно не упустить время и начать заниматься с малышом.

Методика Марии Монтессори

В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Система развития гениального педагога Марии Монтессори признана одной из лучших в мире.

Вверх