В 1960-х и 1970-х годах Мэри Эйнсворт провела эксперимент "Странная ситуация" над 100 младенцами и малышами ясельного возраста. Для этого игровая комната была специально оборудована таким образом, чтобы свести к минимуму внешние воздействия и отвлекающие факторы, и разработана серия эпизодов с участием воспитателя и незнакомца.
I эпизод.
Воспитатель и ребенок входят в игровую комнату. Ребенку предоставляется возможность осмотреть комнату и пообщаться с воспитателем в непринужденной обстановке.
II эпизод
Незнакомец входит в комнату и пытается контактировать с ребенком. Воспитатель остается на месте и наблюдает за взаимодействием.
III эпизод
Воспитатель выходит из комнаты, оставляя ребенка наедине с незнакомцем.
IV эпизод
Незнакомец пытается утешить ребенка.
V эпизод
Воспитатель возвращается в комнату и наблюдает за поведением ребенка.
VI эпизод
Воспитатель и ребенок снова остаются наедине.
Наблюдатели записывали реакции детей в каждом эпизоде. Изучение этих реакций позволило Эйнсворт классифицировать детей согласно моделям привязанности:
1. Надежная
Эта привязанность формируется, когда лица, осуществляющие уход, доброжелательны, отзывчивы и были долгое время доступны ребенку. Они ответственно удовлетворяли потребности ребенка, утешали и помогали справится со стрессом. Тем самым помогли ребенку сформировать ощущение безопасности и уверенности в своих силах, что является надежной базой для изучения мира и дальнейшего развития.
Во время эксперимента дети уверенно исследовали окружающую среду, огорчались, когда воспитатель уходил, но искали утешения при его возвращении.
2. Избегающая (неуверенность в себе)
Формируется, когда лица, осуществляющие уход, пренебрегают потребностями ребенка или не реагируют на них. Это вырабатывает стратегию преодоления, сводящую к минимуму возникновение привязанности.
Во время эксперимента дети казались безразличными к уходу воспитателя, избегали контактов при возвращении.
3. Дезорганизованная (амбивалентная)
Возникает, когда воспитатели дают непоследовательные реакции, создавая у ребенка путаницу в отношении того, будет ли воспитатель источником комфорта или нет.
Во время эксперимента дети были сильно огорчены уходом воспитателя, проявляли смешанные эмоции при его возвращении, одновременно ища и отвергая контакт.
Позже Мэри Мейн провела обширное долгосрочное исследование в Беркли. Оно длилось примерно три десятилетия, за участниками наблюдали с детства до совершеннолетия. Изначально было выбрано 100 участников, но позднее к исследованию приобщили еще несколько небольших групп детей.
Выяснилось, что взрослые сохраняют детские стили привязанностей, что влияет на психику, качество и динамику отношений (романтических и дружеских).
Надежная привязанность, как правило, коррелирует со здоровыми моделями отношений (характеризующимися доверием, эффективным общением и эмоциональной поддержкой), что положительно влияет на психику.
Взрослые с избегающей привязанностью стремятся к независимости, испытывают дискомфорт от эмоциональной близости и трудности с принятием обязательств (ответственностью). Они преуменьшают важность близких отношений, не обращаются за поддержкой в трудные периоды. В общении соблюдают дистанцию, неохотно выражают свои эмоции, боятся быть искренними. Они плохо справляются со стрессом, склонны к самокопанию и самобичеванию.
Взрослые с амбивалентной привязанностью могут испытывать высокий уровень беспокойства по поводу отношений. Общение характеризуется потребностью в постоянной связи и одобрении, страхе быть неправильно понятым или отвергнутым. Им трудно довериться кому-то, сложно быть собой. Они мечутся между сильным желанием близости и страхом быть покинутыми, что приводит к эмоциональным взлетам и падениям.