fb Теория множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта

Вы считаете себя умным? А что значит быть умным?

Многим кажется, что умный ребенок – тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Обычно «умный» в понимании людей – это тот, кто:

  • быстро решает примеры;
  • бегло читает;
  • может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;
  • разбирается в компьютерах.

Но ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно умнее, чем ребёнок, который имеет большие трудности в обучении этому. Ребёнок, который тратит больше времени, чтобы освоить простое умножение может лучше научиться умножению через другой подход. Или может преуспеть в сферах деятельности за пределами математики. Возможно, даже смотрит на понимание процесса умножения на более глубоком уровне или как на совершенно другой процесс.  Внешне это выглядит как медлительность, но на самом деле может скрыть математический интеллект, потенциально более высокий, чем у ребёнка, который быстро запоминает таблицу умножения.

Вправе ли мы называть ребенка бездарным, если дроби и таблица умножения никак не хотят укладываться в его голове, но в то же время ребенок уже пишет стихи? А как быть с тем мальчишкой, которого все называют лентяем, но он лучше всех играет в футбол? Как относиться к таким детям? Как помочь им учиться и развиваться, выбрать правильный путь в жизни?

Говард Гарднер и его теория

Теория множественного интеллекта основана на многолетних исследованиях мозга большого количества людей разного уровня развития: одаренных, с умственной отсталостью, различными заболеваниями нейрогенного происхождения и т.д.  Говард Гарднер впервые описал ее в 1983 году в книге «Структура разума». Он рассматривал интеллект человека как совокупность способностей в различных областях знаний и физических умений и утверждал, что между этими способностями нет сильной зависимости.

К примеру, человек может быть силён в математике, но совершенно не иметь музыкального слуха. Или быть одарённым танцором, но не уметь грамотно писать. Таким образом, интеллект складывается из многих умений, которые могут быть не связаны между собой, и не измеряется известным всем IQ-тестом. Говард Гарднер утверждал, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов "располагается" в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку. 

Кроме того, у каждого ребенка свое уникальное сочетание "интеллектов". Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других - к природе, у третьих - к искусству и творчеству. 

Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.

Теория была встречена со смешанной реакцией критики. Тем не менее, многие педагоги поддерживают практическую ценность подходов, предложенных теорией.

Типы интеллекта

1. Визуально-пространственный интеллект

Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. У них хорошо развито воображение. Они любят мечтать и обожают рисовать, часто у них есть выдуманный друг. Хорошо чувствуют цветовые сочетания, разбираются в моде, тонко чувствуют линии и взаимосвязи, существующие между объектами, способны трансформировать пространство. Зрительное восприятие в комплексе с определенными знаниями, навыками, эмоциями способствует созданию нового видения привычных образов. У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы.  Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия).  При создании правильных условий для развития таких малышей, они в будущем обязательно проявят себя в роли талантливых инженеров, проектировщиков, дизайнеров, художников, скульпторов и даже шахматистов. 

2. Лингвистически-вербальный интеллект

К проявлениям этого типа интеллекта можно отнести умелое использование слов в устной и письменной форме. Такие дети с удовольствием рассказывают стихотворения на публике, поют, много  и с удовольствием общаются, с восторгом рассказывают обо всем, любят словесные игры, легко обучаются различным языкам, как иностранным, так и родным. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно лингвистически-вербального интеллекта, поэтому учеба таким детям дается легко. В будущем ребенок может стать успешным политиком, журналистом, оратором, учителем, писателем, лингвистом. 

3. Логико-математический интеллект

Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. О развитом логико-математическом интеллекте свидетельствует способность ребенка делать умозаключения, варьировать абстрактными понятиями, решать головоломки, понимать взаимосвязи между предметами и явлениями (причинно-следственные связи), любовь к экспериментам, подсчетам. Этот интеллект включает способность классифицировать, прогнозировать. Такие дети могут размышлять, как маленькие профессора или ученые. Они очень любознательны и всегда хотят докопаться до истины. Повзрослев, дети успешно реализуют себя в таких профессиях, как математик, физик, врач, программист, ученый. 

4. Телесно-кинестетический интеллект

Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке. Эффективное развитие способностей и талантов позволит вашему ребенку в будущем стать профессиональным спортсменом, практикующим хирургом, иллюзионистом-фокусником, танцором. 

5. Музыкальный интеллект

Дети с развитым музыкальным интеллектом прекрасно воспринимают звук и эмоционально реагируют на него. Они способны достаточно точно повторять и воспроизводить звуки и музыкальные произведения, им с легкостью дается осваивание игры на инструментах. Из таких детей получатся талантливые композиторы, музыканты, преподаватели музыки, вокальные исполнители. 

6. Социальный интеллект

К проявлениям этого интеллекта относятся способности чувствовать настроение, интересы и ощущения людей. Такие дети тонко воспринимают выражения лица, тембр и тон голоса, жесты. Они чутко реагируют на эти "сигналы" и стремятся помочь собеседнику. Межличностный интеллект включает в себя навыки невербальной (без слов) и вербальной (словами) коммуникации. Дети с выраженным межличностным интеллектом прекрасно чувствуют себя в совместных играх, часто являются инициаторами. Они могут сглаживать назревающие конфликты или разрешать уже сложившиеся. Малыши умеют договариваться, управлять другими, мотивировать их для достижения поставленных целей. Из таких детей вырастают талантливые психологи, общественные деятели, бизнесмены, работники сферы обслуживания и продаж. У любого лидера и руководителя должны быть ярко выражены проявления межличностного интеллекта. 

7. Внутриличностный интеллект

Дети с выраженным внутриличностным интеллектом обладают прекрасной способностью видеть себя, свои преимущества и недостатки. Это индивидуалисты, которые с раннего детства знают кем хотят стать и чем хотят заниматься. Малыши, у которых развит этот тип интеллекта, отличаются способностью к самодисциплине и целеустремленности. В школьном возрасте они делают самые интересные необычные проекты на любые темы, ориентируясь на собственные ощущения и не обращая внимания на оценки окружающих. Чтобы стать в будущем успешным бизнесменом, ученым, исследователем необходимо с детства развивать внутриличностый интеллект. 

8. Натуралистический интеллект

Эти дети тянутся ко всему живому. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях. Они учатся с помощью природы, получают огромное удовольствие от любых действий, в которых задействована природа. Для этих детей очень важно, чтобы процесс обучения как можно чаще проходил на открытом пространстве, а не в помещении. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии и химии. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом могут стать биологами, метеорологами, химиками, физиками, археологами, путешественниками.  

9. Философский интеллект

Ребёнок может говорить о своих чувствах и называть их другим, его интересует суть вещей, вопросы «что?», «зачем?» и «почему?» он начинает задавать раньше сверстников. Склонен к задумчивости и созерцанию. Проявлениям этого интеллекта относят способности философствовать, а в в более старшем возрасте -  медитировать. Такие малыши интересуются историей, религией, любят много говорить о насущных "жизненных" вопросах. Дети с этими особенностями в будущем станут успешными журналистами, аналитиками, философами, общественными деятелями.

Применение

Как теорию Гарднера мы можем использовать в развитии своих детей? Зная, какой тип интеллекта лучше развит у ребенка, можно подобрать такие типы занятий, которые будут ему ближе и понятнее. И соответственно быстрее принесут результат. Но не стоит постоянно делать упор на стимулирование ведущих типов, остальные виды тоже стоит задействовать.

Вот сколькими разными способами можно изучить тему «Времена года», опираясь на теорию множественного интеллекта:

  • визуально-пространственный: тематическая подборка картин и фотографий;
  • лингвистическо-вербальный: чтение и пересказ текста, стихи о природе;
  • логико-математический: сравнение данных по температуре воздуха, давлению, количеству осадков, направлению ветра в разное время года;
  • телесно-кинестетический: поделки из природных материалов;
  • музыкальный: прослушивание и обсуждение «Времён года» Чайковского и Вивальди;
  • социальный: подготовить и провести интервью о любимом времени года;
  • внутриличностный: обсуждение как лучше одеваться в разное время года, которое основано на личном опыте;
  • натуралистический: наблюдать за изменениями в природе;
  • философский: проанализировать происходящие изменения.

В заключение

Теория Гарднера позволяет нам шире смотреть на способности детей и на процесс обучения в целом. Конечно, пересмотреть методы обучения сложно не только родителям, но даже учителям. Это требует много времени и работы над собой. Но это верный путь, потому что каждый ребёнок уникален и каждый может обучиться новому, стоит лишь подобрать верный ключ к ученику. Попробуйте при помощи вышеприведенного описания определить, какие типы интеллекта наиболее развиты у вашего ребёнка и стройте систему развития, ориентируясь на его сильные стороны.

Стоит отметить, что в разных культурах ценятся разные типы интеллекта. В западной культуре особое значение уделяется трём первым видам интеллекта, и именно на них ориентировано большинство школьных программ. Остальные типы задействуются в различных внеурочных занятиях, если задействуются вообще.

Теория Гардера о множественном интеллекте имеет много сторонников и противников. Однако нельзя отрицать ее пользу в определении навыков и талантов. Тесты по множественному интеллекту позволяют понять свои сильные стороны, выбрать правильное направление в карьере и сферу, в которой вам интересно развиваться. Кроме того, разве не приятно осознавать, что даже если вы совершенно бесполезны в математике, это не обязательно означает отсутствие интеллекта.

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания у малыша

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Как расшифровать тест "Рисунок семьи"

Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней.

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Вверх