Вы считаете себя умным? А что значит быть умным?
Многим кажется, что умный ребёнок – тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Обычно «умный» в понимании людей – это тот, кто:
- быстро решает примеры;
- бегло читает;
- может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;
- разбирается в компьютерах.
Но ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно умнее, чем ребёнок, который имеет большие трудности в обучении этому. Возможно, он очень глубоко изучает заданную тему. Внешне это выглядит как медлительность, но на самом деле может скрыть высокий математический интеллект. Либо ребёнок еще не нашёл понятный ему способ освоить умножение.
Вправе ли мы называть ребенка бездарным, если математика даётся ему с большим трудом, при этом он уже пишет прекрасные стихи? А как быть с тем лентяем, который лучше всех играет в футбол? Как относиться к таким детям? Как помочь им учиться и развиваться, выбрать правильный путь в жизни?
Говард Гарднер и его теория
Теория множественного интеллекта основана на многолетних исследованиях мозга большого количества людей разного уровня развития: одаренных, с умственной отсталостью, различными заболеваниями нейрогенного происхождения и т.д. Говард Гарднер впервые описал ее в 1983 году в книге «Структура разума». Он рассматривал интеллект человека как совокупность способностей в различных областях знаний и физических умений и утверждал, что между этими способностями нет сильной зависимости.
К примеру, человек может быть силён в математике, но совершенно не иметь музыкального слуха. Или быть одарённым танцором, но не уметь грамотно писать. Таким образом, интеллект складывается из многих умений, которые могут быть не связаны между собой, и не измеряется известным всем IQ-тестом. Говард Гарднер утверждал, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов "располагается" в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку.
Кроме того, у каждого ребенка своё уникальное сочетание "интеллектов". Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других - к природе, у третьих - к искусству и творчеству.
Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.
Теория была встречена со смешанной реакцией критики. Тем не менее, многие педагоги поддерживают практическую ценность подходов, предложенных теорией.
Типы интеллекта
- Визуально-пространственный интеллект
Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они любят мечтать и обожают рисовать, хорошо чувствуют цветовые сочетания, разбираются в моде. Они тонко чувствуют линии и взаимосвязи, существующие между объектами, способны трансформировать пространство, конструировать, любят собирать пазлы. Они хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия). При создании правильных условий для развития таких малышей, они в будущем обязательно проявят себя в роли талантливых инженеров, проектировщиков, дизайнеров, художников, скульпторов и даже шахматистов.
- Лингвистически-вербальный интеллект
К проявлениям этого типа интеллекта можно отнести умелое использование слов в устной и письменной форме. Такие дети с удовольствием рассказывают стихотворения на публике, поют, много и с удовольствием общаются, с восторгом рассказывают обо всем, любят словесные игры, легко обучаются различным языкам (как иностранным, так и родным). В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью, выступать на публике, разгадывать словесные головоломки. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно лингвистически-вербального интеллекта, поэтому учеба таким детям дается легко. В будущем ребенок может стать успешным политиком, журналистом, оратором, учителем, писателем, лингвистом.
- Логико-математический интеллект
Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов. Им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они любят делать умозаключения, варьировать абстрактными понятиями, решать математические головоломки. Они понимают взаимосвязи между предметами и явлениями (причинно-следственные связи). Этот интеллект включает способность классифицировать, прогнозировать. Такие дети могут размышлять, как маленькие профессора или ученые. Они очень любознательны и всегда хотят докопаться до истины. Повзрослев, дети успешно реализуют себя в таких профессиях как математик, физик, врач, программист, ученый.
- Телесно-кинестетический интеллект
Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них хорошо развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке. Эффективное развитие способностей и талантов позволит вашему ребёнку в будущем стать профессиональным спортсменом, практикующим хирургом, иллюзионистом-фокусником, танцором.
- Музыкальный интеллект
Дети с развитым музыкальным интеллектом прекрасно воспринимают звук и эмоционально реагируют на него. Они способны достаточно точно повторять и воспроизводить звуки и музыкальные произведения, им с легкостью даётся осваивание игры на инструментах. Из таких детей получатся талантливые композиторы, музыканты, преподаватели музыки, вокальные исполнители.
- Социальный интеллект
К проявлениям этого интеллекта относятся способности чувствовать настроение, интересы и ощущения людей. Такие дети тонко воспринимают выражения лица, тембр и тон голоса, жесты. Они чутко реагируют на эти "сигналы" и стремятся помочь собеседнику. Межличностный интеллект включает в себя навыки невербальной (без слов) и вербальной (словами) коммуникации. Дети с выраженным межличностным интеллектом прекрасно чувствуют себя в совместных играх, часто являются инициаторами. Они могут сглаживать назревающие конфликты или разрешать уже сложившиеся. Малыши умеют договариваться, управлять другими, мотивировать их для достижения поставленных целей. Из таких детей вырастают талантливые психологи, общественные деятели, бизнесмены, работники сферы обслуживания и продаж. У любого лидера и руководителя должны быть ярко выражены проявления межличностного интеллекта.
- Внутриличностный интеллект
Дети с выраженным внутриличностным интеллектом обладают прекрасной способностью видеть себя, свои преимущества и недостатки. Это индивидуалисты, которые с раннего детства знают кем хотят стать и чем хотят заниматься. Малыши, у которых развит этот тип интеллекта, отличаются способностью к самодисциплине и целеустремленности. В школьном возрасте они делают самые интересные необычные проекты на любые темы, ориентируясь на собственные ощущения и не обращая внимания на оценки окружающих. Чтобы стать в будущем успешным бизнесменом, ученым, исследователем необходимо с детства развивать внутриличностый интеллект.
- Натуралистический интеллект
Эти дети тянутся ко всему живому. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы. Они любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы, ходить в походы и участвовать в экологических акциях. Натуралисты учатся с помощью природы, получают огромное удовольствие от любых действий, в которых задействована природа. Для этих детей очень важно, чтобы процесс обучения как можно чаще проходил на открытом пространстве, а не в помещении. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии и химии. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом могут стать биологами, метеорологами, химиками, физиками, археологами, путешественниками.
- Философский интеллект
Его интересует суть вещей. Вопросы «что?», «зачем?» и «почему?» он начинает задавать раньше сверстников. Склонен к задумчивости и созерцанию. Проявлениям этого интеллекта относят способности философствовать, а в более старшем возрасте - медитировать. Такие малыши интересуются историей, религией, любят много говорить о насущных "жизненных" вопросах. Вероятно, такие дети в будущем станут успешными журналистами, аналитиками, философами, общественными деятелями.
Применение теории Гарднера
Как теорию Гарднера мы можем использовать в развитии своих детей? Зная, какой тип интеллекта лучше развит у ребёнка, можно подобрать такие типы занятий, которые будут ему ближе и понятнее. Именно эти методы быстрее и эффективнее принесут результат.
Посмотрите, сколькими разными способами можно изучить тему «Времена года», опираясь на теорию множественного интеллекта:
- визуально-пространственный: тематическая подборка картин и фотографий;
- лингвистическо-вербальный: чтение и пересказ текста, стихи о природе;
- логико-математический: сравнение данных по температуре воздуха, давлению, количеству осадков, направлению ветра в разное время года;
- телесно-кинестетический: поделки из природных материалов;
- музыкальный: прослушивание и обсуждение «Времён года» Чайковского и Вивальди;
- социальный: подготовить и провести интервью о любимом времени года;
- внутриличностный: обсуждение как лучше одеваться в разное время года, которое основано на личном опыте;
- натуралистический: наблюдать за изменениями в природе;
- философский: проанализировать происходящие изменения.
В заключение
Теория Гарднера позволяет нам шире смотреть на способности детей и на процесс обучения в целом. Хотя пересмотреть методы обучения сложно не только родителям, но даже учителям. Это требует времени и работы над собой. Но это верный путь, потому что каждый ребёнок уникален и каждый может обучиться новому, стоит лишь подобрать верный ключ к ученику. Попробуйте при помощи вышеприведенного описания определить, какие типы интеллекта наиболее развиты у вашего ребёнка и стройте систему развития, ориентируясь на его сильные стороны.
Стоит отметить, что в разных культурах ценятся разные типы интеллекта. В западной культуре особое значение уделяется трём первым видам интеллекта, и именно на них ориентировано большинство школьных программ. Остальные типы используются в различных внеурочных занятиях, если родитель этим озадачится.
Теория Гарднера о множественном интеллекте имеет много сторонников и противников. Однако нельзя отрицать ее пользу в определении навыков и талантов. Тесты по множественному интеллекту позволяют понять свои сильные стороны, выбрать правильное направление в карьере и сферу, в которой вам интересно развиваться. Кроме того, разве не приятно осознавать, что даже если вы совершенно бесполезны в математике, это не обязательно означает отсутствие интеллекта.
Для поклонников методики Говарда Гарднера, Карла Густава Юнга, Абрахама Маслоу, для всех вникающих взрослых, любящих детей и верящих в их безграничные возможности, создана игра «AQ - Адаптивный интеллект». Приобрести её можно на нашем сайте: razymnik.ru .
Все статьи